Рекомендации по освоению навыков математико-статистической обработки психологических данных
Освоение дисциплины базируется на практических занятиях и самостоятельной работе обучающихся. Неоценимая помощь в обучении отводится учебным пособиям. Для повышения качества подготовки курсантов наряду с рекомендуемой учебной литературой целесообразно пользоваться настоящим пособием.
Отработка умений и навыков математико-статистической обработки данных с помощью специализированных пакетов прикладных программ предполагает:
- знание основных математико-статистических методов, процедур и критериев;
- владение навыками работы со средствами вычислительной техники и базовыми программами (например, пакета Microsoft Office, системы управления базами данных);
- изучение назначения и возможностей конкретного программного продукта (Statistica, Statgraphics, SPSS, Stadia и др.);
- выполнение практических заданий по формированию устойчивых компетенций в области математико-статистического анализа и интерпретации психологически значимых сведений.
Материал целостно и полно представляет курс практического обучения по дисциплине «Математические методы в психологии» или изучения основ автоматизированной математико-статистической обработки данных. Новизна и дидактическая значимость данной разработки состоит в форме представления учебного материала – практикум. Поэтому его назначение – формировать умения и навыки обработки психологических данных в статистических пакетах.
Каждый раздел содержит описание конкретного режима работы статистического пакета (функции, метода анализа данных), а также индивидуальные задания, кейсы и контрольные вопросы. Отработка раздела позволяет сформировать конкретный навык или умение. Решение учебной задачи осуществляется не только методом «по аналогии», но и требует критического и творческого подхода.
Рекомендации преподавателям. Для повышения качества изучения учебной дисциплины необходимо сочетать теоретические положения отдельных тем занятий с практической отработкой курсантами соответствующих вопросов.
Для этого на практическом занятии:
- обучающиеся должны быть обеспечены доступом к ЭВМ с предварительно установленным пакетом статистических программ (на каждом компьютере желательно инсталлировать более одной программы типа Statistica, Statgraphics, SPSS, Stadia и др.);
- согласно порядковому номеру курсанта (слушателя) в учебном журнале выдать индивидуальное задание по изучаемой теме. Необходимо контролировать порядок и время выполнения каждого задания, а также самостоятельность действий. По завершении решения задания оценить:
- результат;
- процесс (ход) решения задачи.
Оценка «Отлично» выставляется, если выбранный метод автоматизированного математико-статистического анализа соответствует поставленной задаче, процесс решения оптимален, самостоятелен и развернут, получен правильный ответ и сделан научно-обоснованный вывод.
Оценка «Хорошо» выставляется, если метод автоматизированного математико-статистического анализа в целом соответствует поставленной задаче, процесс решения самостоятелен и правильный, но неучтены отдельные опции настроек программного продукта либо вида анализа, не в полном объеме продемонстрированы возможности статистического пакета при решении конкретной задачи.
Оценка «Удовлетворительно» выставляется, если обучающийся самостоятельно не может провести автоматизированный математико-статистический анализ данных, однако при помощи преподавателя способен представить относительно правильный алгоритм (порядок) работы со статистическим пакетом, испытывая затруднения в выборе того или иного режима работы, интерпретации данных. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если метод автоматизированного анализа данных не соответствует поставленной задаче.
По завершении практического занятия преподаватель делает акцент на типовых ошибках, допущенных курсантами, поясняет наиболее сложные моменты решения задачи на ЭВМ, дает обучающимся индивидуальное задание на самостоятельную подготовку.
Рекомендации курсантам (слушателям). Дидактический алгоритм по проведению практических занятий определяется преподавателем.
В ходе самостоятельной подготовки по дисциплине «Математические методы в психологии» необходимо учитывать следующие положения:
- внимательно изучить содержание темы и теоретический материал, порядок проведения соответствующего вида анализа данных;
- выбрать практическую задачу, соответствующую номеру курсанта в списке учебного журнала или указанию преподавателя, ознакомиться с нормативом времени, отводимом на ее решение;
- самостоятельно решить учебную задачу с использованием конкретного пакета статистических программ, оформить соответствующие результаты, детально пояснив порядок работы программой в форме операторский действий или экранных копий режимов (подрежимов, настроек, опций и т. п.);
- закрепить изученный материал путем отработки контрольных вопросов.
Результаты выполнения практикума отражаются в отдельном файле с изложением описания порядка проведения анализа, экранных форм выполнения задания (работы с пакетом прикладных статистических программ). При этом особое внимание следует уделять самостоятельности, аккуратности, внимательности и точности работы, в том числе в части оформления результатов. Решение задачи завершается формированием соответствующих выводов на основе результатов автоматизированной обработки данных.
- Порядок проведения факторного анализа
- Оценка различий в группах
- Регрессионный анализ данных
- Корреляционный анализ данных
- Описательная статистика
- Порядок ввода данных в статистических пакетах
- Режим Утилиты и Расширения как основные режимы работы SPSS
- Режим Графика как основной режим работы SPSS
- Режим Анализ как основной режим работы SPSS
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу