Регулирование выставочной деятельности в России

Регулирование любой хозяйственной деятельности осуществляется двояко.

Во-первых, оно может осуществляться путем применения экономических технологий, элементарного влияния рыночной среды (участников рынка, всевозможных организаций).

Во-вторых, путем правового воздействия, то есть через запреты, ограничения и правила, утвержденные законодательно.

Ранее указывалось, что законодательное регулирование выставочно-ярмарочной деятельности в России пока неразвито по причине пребывания соответствующей нормативно-правовой базы в стадии становления. Выход из данной стадии надлежит ожидать с завершением формулировки трех законодательных актов, означенных в Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации и перечисленных выше.

По мнению авторов Концепции, первый документ («Об упорядочении деятельности в области организации и проведения выставок и ярмарок в Российской Федерации») мог бы урегулировать следующие вопросы:

  • определение основных понятий в области выставочно-ярмарочной деятельности (торговые ярмарки, торговые выставки и др.);
  • функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере выставочно-ярмарочной деятельности (в части координации деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также в процессе взаимодействия с субъектами выставочно-ярмарочной деятельности);
  • разделение компетенции в сфере выставочно-ярмарочной деятельности между специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • порядок осуществления государственной финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе, в форме технической помощи, с целью активизации такой деятельности, а также источники выделения такой поддержки;
  • процедуру предоставления финансово-экономической отчетности организаторами выставок и ярмарок (сметы и балансы организованных выставок, сведения о количестве экспонентов и посетителей);
  • создание и функционирование организационного комитета выставочно-ярмарочных мероприятий.

Второй документ («Об общих правилах проведения выставок и ярмарок в Российской Федерации») в представлении авторов концепции мог бы регулировать непосредственно процесс организации и проведения выставок и/или ярмарок, поскольку бы содержал следующие положения:

  • требования к организациям, участвующим в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе, в отношении порядка оформления их участия (подача заявления по утвержденной форме и в установленный срок, своевременное предоставление спецификаций товаров, планируемых для экспозиции и др.);
  • процедуру и критерии допуска к участию и исключения экспонентов;
  • права, обязанности и функции администраций выставок и ярмарок в связи с организацией и управлением проведения указанных мероприятий;
  • специфические требования, предъявляемые к выставочно-ярмарочным мероприятиям, включая требования к экспонируемым товарам, а также к ответственности и контролю со стороны организаторов выставок (требования к месту проведения ярмарок, наличию внутреннего регламента участия экспонентов; соответствие товаров теме и направлению ярмарки, требования в отношении возможности экспонирования товаров, представляющих угрозу или неудобство для участников выставки);
  • порядок организации национальных дней во время проведения ярмарок;
  • процедура решения спорных вопросов, возникающих как между участниками выставки, так и между участниками и организаторами выставки.

Что касается третьего документа («Об упорядочении процедур присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, составления календаря выставок, имеющих официальный статус, и выдачи разрешений на проведение таких выставок»), то этот нормативно-правовой акт необходим, как представляется авторам Концепции, для того, чтобы определить:

  • органы (как на федеральном уровне – для выставок федерального значения, так и на уровне субъектов Российской Федерации – для выставок регионального и местного значения), в чью компетенцию входит признание квалификации выставочных мероприятий, принятие решений о выдаче разрешений на их проведение, а также составление ежегодного календаря выставочных мероприятий разного уровня, имеющих официальный статус;
  • порядок предоставления заявки о признании квалификации уровня выставки, а также заявки на получение разрешения для ее проведения;
  • меры по обеспечению рационального распределения и координации сроков проведения выставочных мероприятий, имеющих официальный статус, в целях нормального составления и соблюдения календарного графика.

Как видно, важнейших законодательных актов по регулированию выставочно-ярмарочной деятельности в нашей стране пока нет.

Выставки сегодня проводятся добросовестными бизнесменами в соответствии с законами, недостаточно приспособленными для этого, а именно:

  • Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
  • Соглашение с государствами-участниками СНГ «О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств» от 26 мая 1995 г.;
  • Парижская конвенция 1928 г. о международных выставках;
  • аможенная конвенция о КАРНЕТЕ А.Т.А. для временного ввоза товаров (Брюссель, 6 декабря 1990 г.);
  • Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 г.).

Очевидно, что большинство перечисленных здесь документов являются актами международного права, регулирующими в первую очередь и главным образом международные выставочные мероприятия.

Экономическое регулирование деятельности выставок и ярмарок осуществляется при непосредственном участии ряда учреждений в тех странах, на территории которых проводятся эти мероприятия, а также некоторых международных организаций.

В частности, на территории нашей страны в качестве организаторов выставочно-ярмарочных мероприятий обычно выступают:

  • федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации;
  • специализированные выставочные организации (из которых стоит упомянуть в первую очередь ЗАО «Экспоцентр», ООО КВЦ «Сокольники», ГАО «ВВЦ» – Москва; ОАО «Ленэкспо», ЗАО «Рестэк» – Санкт-Петербург; ВАО «Нижегородская ярмарка» – Нижний Новгород; ОАО «Сибирская ярмарка» – Новосибирск; см. также табл. 2, в которой приведены 16 крупнейших специализированных выставочных комплексов Российской Федерации, отвечающих техническим требованиям Союза международных ярмарок [UFI]);
  • торгово-промышленные палаты (ТПП), в том числе ТПП Российской Федерации и региональные ТПП;
  • ассоциации (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации, а также отраслевые);
  • иные организации различных форм собственности, для которых выставочная деятельность не является основной.

Международные организации, которые призваны регулировать деятельность международных выставок и ярмарок, представлены Союзом международных ярмарок, Международным бюро выставок, Рыночной группой по международным ярмаркам Комиссии по развитию внешней торговли при Европейской Экономической Комиссии ООН.

Старейшей из перечисленных организаций является Союз международных ярмарок, который был основан в 1925 г. в целях обеспечения функционирования международных ярмарок, правовой защиты их участников, а также расширения сферы их деятельности. Сегодня Союз, придерживаясь в принципе тех же целей, ориентирует свою деятельность на развитие международных ярмарок, активно занимается созданием арбитражных комиссий для решения споров между своими членами, вовлечен в рекламные разработки, а также осуществляет информационную поддержку международной ярмарочной деятельности в виде выпуска специализированного ежемесячного журнала.

Союз представляет собой частное объединение, члены которого различаются на учредителей, действительных и чрезвычайных членов. Членами-учредителями называются ярмарки, выступившие в свое время с инициативой создания Союза.

Действительные члены представлены ярмарками, международный статус которых юридически признан правительством их страны. Предполагается, что подобные ярмарки создаются авторитетными организациями, срок функционирования которых насчитывает не менее пяти лет. Такие ярмарки обязаны обладать собственным ярмарочным оборудованием и располагать технологиями маркетинговых коммуникаций в обход посредников, то есть привлекать к участию промышленные и торговые компании без содействия рекламных и иных агентств. Другим условием к принятию организации в Союз в качестве действительного члена является условие нахождения в стране, где нет международных ярмарок, уже являющихся членами Союза.

Что касается чрезвычайных членов Союза, то в качестве таковых принимаются ярмарки, организованные в странах, в которых существует одна или несколько международных ярмарок, уже зачисленных в состав членов Союза.

Спустя примерно пять лет после основания Союза (точнее – в 1931 г.) было создано Международное бюро выставок, задачей которого поставили наблюдение за выполнением Парижской конвенции о международных выставках, принятой незадолго до этого (1928 г.). В соответствии с требованиями Конвенции, регламентирующими порядок организации официальных всемирных выставок и определяющими права и обязанности стран-участниц, а также стран-организаторов выставок/ярмарок, страна-организатор должна зарегистрировать ее в Международном бюро не позднее чем за полгода до рассылки приглашений.

Рыночная группа по международным ярмаркам Комиссии по развитию внешней торговли при Европейской Экономической Комиссии ООН была основана в 1955 г. На сегодняшний день в ее состав входят представители от 20 стран, а также всемирные организации – Союз международных ярмарок и Международная торговая палата. Группа занимается разработкой рекомендаций правительствам стран, состоящих в ООН, относительно предоставления административных льгот международным ярмаркам/выставкам.

Интересно
В соответствии с рекомендациями Группы определяется порядок выдачи виз участникам ярмарок/выставок, ввоза на выставки и ярмарки рекламного и строительного материалов, необходимых для оформления стендов, образцов для проб и экспонатов, получения экспонентами иностранной валюты, предоставления им товарных контингентов и т. д. В частности, выдача виз участникам ярмарок/выставок производится бесплатно, в кратчайшие сроки (не позднее 15 дней); ввоз на выставки и ярмарки рекламного и строительного материалов для стендов не облагается пошлиной; ввоз образцов осуществляется временно беспошлинно.

Наряду с указанными международными организациями временно функционируют международные объединения отраслевых выставок/ярмарок, на которых экспонируются отдельные группы товаров: автомототранспорт, металлообрабатывающее и полиграфическое оборудование, текстиль.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)