Реформа министерского делопроизводства в первой половине XIX столетия

Реформа управления, прежде всего, отражается в делопроизводстве, и коллежское делопроизводство, возникшее в XVIII в., в центральном аппарате сменяется исполнительным. Однако работа присутственных мест губернии по-прежнему основывалась на нормах коллежского делопроизводства, которое в XIX в. не исчезает, а продолжает сосуществовать с новой системой делопроизводства.

Ситуация изменилась после прихода к власти в результате дворцового переворота Александра I (1801 – 1825 гг.). Сместив с престола своего отца Павла I, установившего в государстве систему полицейского произвола, он начал работу по упорядочению законодательной системы страны (не доведя, однако, дело до логического завершения), старался в своей деятельности опираться на законодательство. В 1810 г. им был учрежден Государственный совет для централизации законодательной практики и унификации юридических норм. В 1906 г. он, в свою очередь, был преобразован в верхнюю законодательную палату. Вначале

Совет состоял из 35 человек, а к 1890 г. вырос до 60 членов, фактически пожизненных. До середины ХIХ века председатель Совета был одновременно и председателем Комитета министров. Совет должен был координировать действия всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Однако он оказался плохо состыкованным с работой других центральных органов, кроме министерств.

Вскоре Совет сосредоточил свое внимание на рассмотрении второстепенных вопросов, и его значение упало.

Александр I внешне придал значительно больший вес деятельности Сената, приняв 8 сентября 1802 г. указ о правах Сената, дав последнему возможность контролировать отчеты министерств и трактовать царские указы с точки зрения их соответствия законодательству. В тот же день (8 сентября 1802 г.) был издан указ об учреждении министерств. Было создано восемь министерств: иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.

Государственный аппарат приобретал большую четкость и централизацию. Для координации деятельности министерств был создан в 1802 г. Комитет министров. Но поскольку министры подчинялись непосредственно монарху, они действовали совершенно самостоятельно, не считаясь друг с другом. Тем не менее, Комитет министров все же играл весьма важную роль в бюрократическом аппарате империи. В нем рассматривались различные административные вопросы, частные законы, иногда разбирались судебные дела и т.п. Нередко Комитет министров подменял

Государственный совет и брал на себя выполнение его функций. Постановления Комитета по большинству рассматриваемых в нем дел утверждались императором.

В 1810 – 1811 гг. с появлением двух законодательных актов — «О разделении государственных дел на особые управления» и «Общего учреждения министерств» переход к министерской системе в основном завершился. Изданное 25 июня 1811 г.
“Общее учреждение министерств” регламентировало единоообразие в организации делопроизводства новых государственных учреждений. Данный акт установил порядок рассмотрения документов, подготовки их проектов, рассмотрения, подписания, скрепления, регистрации, контроля за исполнением и архивного хранения.

Порядок работы с документами был назван «образ производства дел» и включал 5 этапов:

  • порядок вступления дел;
  • движение (производство) дел;
  • отправление дел;
  • ревизию;
  • отчеты.

Иерархический принцип построения аппарата министерства привел к необходимости соблюдения последовательности прохождения документа в процессе его обработки во всех структурных подразделениях.

Интересно
Аппарат министерства возглавлялся министром (в подчинении которого был товарищ министра и канцелярия) и включал департаменты во главе с директором (у которого могла быть канцелярия), отделения, которые возглавляли начальники отделения, столы — во главе со столоначальниками. В министерствах были созданы два коллегиальных органа: при министре — Совет министра, при департаментах – Общее присутствие департамента. Они являлись совещательными органами, помогавшими министру или директору департамента принять обоснованное, квалифицированное решение.

Все поступающие и отправляемые документы составляли «перепискуминистерства» и делились на два потока: переписка министра и переписка департамента.

Компетенция должностных лиц в вопросах управления определила состав управленческих документов министерств. От императора министр получал указы и повеления, направлял ему доклады (или записки) и представления, от Государственного совета — высочайшие утвержденные мнения, направлял представления; от Сената получал сенатские указы, направлял представления, рапорты, доношения; от Комитета министров — выписки из журналов заседаний, направлял записки и представления. Для получения денег из Государственного казначейства министр посылал отношение. Между собой министерства обменивались отношениями, сообщениями, официальными письмами. Подчиненным направлялись предписания. Подчиненные посылали в вышестоящие инстанции рапорты, доношения, представления.

Директор департамента мог направлять министру записки (докладные записки), представления; в департаменты других министерств — отношения, подчиненным — предписания. Начальник отделения посылал в другие отделения своего министерства записки, в отделения других министерств — отношения. Ход заседания совещательных органов (Совета министра, Общего присутствия департамента) фиксировался в журналах.

В XIX в. существенные изменения произошли в формуляре документа. Это связано с внедрением в процесс документирования бланков. К «Общему учреждению» приложены четыре формы «переписки», служившие эталоном для составления и оформления официальных документов. Они составлены на бланках с угловым расположением реквизитов. Бланк включал: наименование учреждения-автора, наименования структурных подразделений, дату подписания документа, исходящий регистрационный индекс, краткий заголовок к тексту. Позже появляется ссылка на номер инициативного документа. В правом углу листа указывали адресат. Первоначально бланки писали от руки, но с 20-х годов прошлого столетия стали изготовлять типографским способом.

При анализе «сношений» следует иметь в виду, что на одних документах наименование вида обозначалось, а в других — «беззаглавных» — отсутствовало. Его можно определить, зная соподчиненность автора и адресата. Высшие, обращаясь к нижестоящим, писали адресат в дательном падеже: «Калужскому губернскому правлению».

Равные и нижестоящие, обращаясь в вышестоящие учреждения, использовали предлог «в»: «В Калужское губернское правление». Если документ адресовался конкретному лицу и нижестоящий чиновник обращался к вышестоящему, указывался титул последнего: «Его превосходительству», «Его благородию». При общении равных должностных лиц и вышестоящих с нижестоящими титул не писали. Документы в XIX в. обязательно подписывались и скреплялись.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)