Наркомовская система делопроизводства

Октябрьскийпереворот 1917 г. изменил структуру государственных органов лишь по форме.  Всероссийский съезд Советов стал высшим органом государственной власти.

В период между его съездами избирался Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) – орган исполнительной власти, который фактически сосредоточил все основные функции управления.

Для непосредственного руководства страной было образовано первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров  (Совнарком). Для управления отдельными отраслями хозяйства постановлением Съезда были созданы 13 народных комиссариатов (наркоматов).

В результате формируется система коллективного (коллегиального) управления, действовавшая на принципе демократического централизма. Он был заявлен как противовес царской бюрократической системе, но стал основой для формирования ее советской разновидности.

Принцип демократического централизма предусматривал реализацию следующих правил:

  • строгую дисциплину и подчинение меньшинства большинству;
  • безусловную обязательность решений высших органов для низших;
  • выборность всех руководящих органов снизу доверху;
  • отчетность всех органов перед своими организациями и перед вышестоящими органами.

В результате демократический централизм стал симбиозом элементов единоначалия и формальных правил коллегиального управления. После Гражданской войны на фоне внутрипартийной борьбы и НЭПа коллективные формы управления в партийных и советских организациях получили дальнейшее развитие. Коллегиальность принятия решений обеспечивалась не только организационными аспектами работы наркоматов и советов, но и формированием дополнительных контрольных органов, среди которых особое место занимают партийные комитеты и собрания, выполнявшие функции утверждения управленческих решений.

Принципы складывания советской делопроизводственной системы подробнорассмотрены в книге А. Эйхенвальда «Правила  организованного делопроизводства».

Во введении к книге его автор Б. Каплун пишет:

“…вся деятельность учреждения протекает в рамках определенной группы вопросов, распадаясь на отдельные действия (“action”, “акты”) по каждому вопросу. Совокупность этих действий составляет систему (классификацию), обнимающую весь круг вопросов, которым ведает учреждение… В своей совокупности документы, обрабатываемые и хранящиеся в учреждении, должны отражать в основном его работу. Поскольку же документы соответствуют действиям учреждения, постольку они входят в ту же систему классификации вопросов, соответствующей, следовательно, классификации корреспонденции. Таким образом, корреспонденция по определенному вопросу классификации соответствует действию (акту) учреждения по этому вопросу. Поэтому совокупность всей корреспонденции и всех документов по данному вопросу, предусмотренному в стандартной классификации документов, называется актом архива (делом)”.

Из сказанного видно, что в основе всего советского делопроизводства лежит классификация корреспонденции. По этой классификации устанавливаются перечни актов (дел) по всему учреждению и его организационным ячейкам.

Интересно
Каждому отдельному сотруднику присваивается точно ограниченная группа вопросов по классификации. Соответственно с этим каждый сотрудник ответственен за ряд актов, включающих эти вопросы. При этом за каждый акт в учреждении долженбыть  ответственен только один сотрудник, который его и ведет и подготавливает решение всех вопросов по этим актам. В связи с этим обращение любого дела в учреждении стандартизируется, т. е. заранее известен путь, по которому дело должно пройти, сотрудник, который им ведает, и акт, в котором хранятся все документы по этому вопросу.

Система делопроизводства в этот период, воспринимая прошлый опыт,характеризуется также поиском новых эффективных форм документационного обеспечения управления. В разработках этих лет четко прослеживается мысль, что
рационализация делопроизводства позволит преодолеть барьеры бюрократии.

Значительное внимание уделялось научной организации труда (НОТ), включающей оптимизацию схем технологических процессов и разделение труда.

Итогом многолетних научных и практических разработок стало появление «Общих правил документации и документооборота» (изданы в 1931 г.), которые должны были обеспечить единобразие работы с документами во всех типах учреждений и организаций. Отличительной чертой общих правил стало детальное описание порядка обработки корреспонденции и методики выполнения каждой операции. Такая мелочная регламентация была оправдана тем, что в ходе революции в стране появилось новое поколение чиновников с пролетарским прошлым и низким образовательным уровнем. В результате была утрачена культура работы с документами, сложившаяся на предшествующем этапе.

Общие правила не были внедрены в управленческую практику в силу разныхпричин, но прежде всего потому, что в условиях  тоталитарного общества любые законы, правила и регламенты были невостребованными, т. к. все определял не закон, а воля лидера. Этот принцип распространялся на всю управленческую вертикаль,закладывая предпосылки легитимизации принципа единоначалия.

Особенностью развития документирования в рассматриваемый период стало также то, что помимо появления новых видов распорядительной документации (декрет, решение, постановление, распоряжение, и прочее), был сделан акцент на документировании таких управленческих функций как планирование, учет и контроль. Состав документов и формуляр в известной степени упростился, особое внимание уделялось удостоверению, в том числе таким реквизитам как печать. В
условиях снижения общего уровня грамотности советской номенклатуры именно печать, а не подпись, стала играть особую роль в придании правовой силы документу.

Под влиянием идей НОТ изменяется отношение к вопросам профессиональной подготовки канцелярских служащих, прежде всего архивных работников. В 1930 г. был создан Институт архивоведения (с 1932 г. – Историко-архивный институт). Большую роль в этом сыграл заведующий ЦАУ СССР М.Н. Покровский, который написал ходатайство в Президиум ЦИК СССР о необходимости создания специального института для обеспечения работы архивной отрасли.

По-иному в первые десятилетия Советской власти подходили к профессиональной подготовке делопроизводителей, поскольку их относили к техническим работникам. Обучение секретарей и делопроизводителей ограничивалось краткосрочными курсами, на которых обучали машинописи и основам ведения делопроизводства, а чаще опиралось на опыт старшего поколения работников.

Тем не менее, учитывая уровень научных исследований и возрождение системы профессиональной подготовки архивистов, мы  можем говорить о вторичной профессионализации чиновников, занятых в сфере управления и делопроизводства.

Уже к концу 1930-х гг. был преодолен провал в образовании, который наблюдался в 1920-е гг., и заложены основы для рационализации всей сферы делопроизводства в соответствии с новыми требованиями индустриального общества и консолидации советского чиновничества как особой социальной категории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)