Рефлекторная теория психики

Понять сущность человеческой психики помогает рефлекторная теория отражения, составляющая основу теории познания. Существует ряд форм отражения, простейшая из которых – физическое отражение, примером которого является отражение света и звука. Простейшему животному организму свойственна раздражимость, то есть свойство отвечать на непосредственные воздействия внешней среды адаптивными (приспособительными) процессами, уравновешивающими организм с этой средой. Эта, уже более сложная, физиологическая форма отражения является функцией живой материи. Примером физиологического отражения являются изменения, происходящие в сетчатке глаза под влиянием света, сокращение мышцы и проведение возбуждения по нерву.

На основе физиологического отражения на более высоком этапе эволюции и при дифференцированном развитии клеток головного мозга возникает психическое отражение. Оно становится возможным, когда раздражители внешнего мира приобретают сигнальное значение, вследствие того, что головной мозг, развиваясь, получает свойства субъективного переживания и познания внешних воздействий. Вначале возникает та форма отражения, которая называется эмоциями, и предупреждает о возможности гибели организма, подкрепляя эти раздражители отрицательными сигналами, а положительными сигналами – избавляя от опасности.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова, дает возможность приблизиться и к пониманию предчувствий, потребностей и мотивов личности. Если переживание, как элемент сознания, начинается с
эмоций, то образное познание, как второй элемент сознания, начинается с ощущений.

Вместе о тем у животных развились еще две формы отражения. Это следовое отражение в качестве простейших видов памяти, закрепляющей следы эмоций и ощущений. Видовая наследственная память определяет инстинкты животных, основные из которых инстинкт продолжения рода и самосохранения. Индивидуальная память легла в основу развития у животных автоматизированных компонентов деятельности в виде навыков как форм поведения, приобретаемых в индивидуальном опыте, и инстинктов – в опыте, передаваемом по наследству. У животных проявляются и зачатки опережающего отражения, развивающиеся у человека в форму предвидения и волевого целеполагания. Для животного преобладающей формой отражения действительности является почти исключительно только первая сигнальная система. При этом раздражения по И.П. Павлову приходят в мозг в виде впечатлений, ощущений и представлений от окружающей внешней среды как общеприродной, так и от нашей социальной, включая слово, слышимое и видимое.

У человека в результате труда и общения наряду с первой сигнальной системой сформировалась и вторая сигнальная система отражения действительности, характеризующаяся опосредованным понятием отражения (“будучи сигналом первых сигналов”-И.П.Павлов) в виде мышления. Второсигнальную форму отражения принял и комплекс ощущений в виде восприятия. На основе эмоций и восприятий возникла более высокая форма отражения, чем сами эмоции-чувства. Опережающее отражение, очеловечиваясь и перерабатываясь второсигнально, привело к возникновению волевых процессов у человека. Наряду с первосигнальным видом механической памяти у человека развивается логическая, смысловая память. Все формы психического отражения объединены в единую структуру как в целое той единой и самой сложной, высшей в эволюции природы, формой отражения, которой является сознание.

Рефлекторная теория психики составляет естественно-научный фундамент современной психологии.

В основе высшей нервной деятельности лежит рефлекс, по способу которого происходят все акты осознанной и неосознанной жизни. ‘По своему строению рефлекс имеет четыре звена, замыкающиеся в кольцо. Первое, начальное звено – превращение внешнего или внутреннего раздражения органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого интерорецепторами в мозг. Второе или центральное звено – переработка процессов возбуждения и торможения в возникающие на их основе психические процессы (ощущения, чувства, мысли и т.д.). Третье звено составляют двигательные экстерорецептивные приборы, осуществляющие по командам мозга эффекторные движения. Четвертое звено рефлекторного кольца – сигналы двигающихся органов тела в кору головного мозга, которые по каналам обратной связи информируют аппараты контроля и сличения о правильности исполнения команд. Все исполнительские движения, например актера или спортсмена, обеспечивают по каналам обратной связи точность и коррекцию выполнения “рабочих движений”.

Безусловный рефлекс осуществляет постоянную связь внешнего или внутреннего раздражения с ответной реакцией и сигналом обратной связи. Временные связи, выработанные под влиянием неоднократных подкреплений раздражителей о обратными реакциями при регулярном их осуществлении, называют условными рефлексами. Торможение условного под влиянием другого постороннего раздражителя, называется внешним торможением. Если возбуждение в определенных центрах усиливается вследствие чрезмерной силы раздражителя, то оно переходит в свою противоположность, то есть наступает так называемое запредельное торможение.

Распространение нервного возбуждения по коре головного мозга называется иррадиацией. Когда какой-нибудь участок коры приходит в состояние возбуждения, а в другом возникает торможение, то это явление  называется отрицательной индукцией. Наоборот, вокруг заторможенного участка вследствие положительной индукции может образоваться участок возбуждения. Иррадиация и взаимная индукция нервных процессов обеспечивает смену возбуждения и торможения, называемую функциональной мозаикой мозга или корковой нейродинамикой. Структура работы мозга стала принципом конструирования ЭВМ, в которых нейроны мозга и передача сигналов по ним заменены взаимосвязанными триггерами, способными замыкать разомкнутое и размыкать замкнутое положение в результате воздействия на них электрических импульсов.

Итак, психика является продуктом высокоорганизованной материи мозга. Но так как сам по себе человек и, следовательно, его головной мозг эволюционируют, то существуют особенности развивающейся психики. Основным противоречием развивающейся психики подростка, например, является противоречие между быстро возрастающими физическими, нравственными и материальными потребностями, порождающими обилие желаний, и весьма ограниченными, во многом еще несозревшими, возможностями их удовлетворения. Поведение юношей отличается от поведения подростков, нередко дающих “реакции протеста” против взрослых и учителей, большей гибкостью, адаптивностью, а мышление юношей находится
уже на более высоком уровне обобщения и критичности. В юношеском, студенческом возрасте начинают сглаживаться подростковые шероховатости, такие как обилие мимолетных желаний, непредвидение последствий некоторых поступков, повышенная аффективная возбудимость, растворение своего “Я” в конформных подражательных действиях окружающей среды, незрелость, неопытность.

Задачей педагогики с учетом ее целиразвития психики – является формирование гармоничной личности с поощрением таких черт характера, как самообладание, настойчивость, моральные и эстетические чувства, а также использование повышенной эмоциональности для правильной ее самореализации и самоактуализации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)