Речевая функциональная система

Учение о локализации высших корковых функций сначала развивалось по двум направлениям: локализационисты и антилокализационисты.

К первому (узкий локализационизм, или психоморфологическая концепция) относятся П. Брока и К. Вернике, ко второму (антилокализационизм, или концепция эквипотенциальности) – французский невролог, исследователь заболеваний нервной системы Пьер Мари, физиологи М. Флуранц, К. Гольдштейн, К. Лешли и др.

Основные положения узкого локализационизма:

  • функция рассматривалась как неразложимая на компоненты психическая способность, которая соотносится с определённым участком мозга;
  • мозг, в свою очередь, представляет собой совокупность различных “центров”, каждый из которых целиком заведует определённой функцией;
  • под локализацией понималось непосредственное наложение психического на морфологическое.

Представители данного подхода не могли объяснить хорошо известные клинические факты: почему при поражении отдельных участков мозга возможно нарушение одновременно нескольких психических функций и почему одна и та же функция страдала при поражении разных участков.

Основные методологические положения антилокализационистов:

  • психическая функция есть неразложимая на компоненты психическая способность;
  • локализация функции представляет собой непосредственное соотнесение психического и морфологического;
  • мозг – это однородное целое, равноценное и равнозначное для всех психических функций во всех своих отделах;
  • психическая функция равномерно связана со всем мозгом.

Открытия тех или иных «мозговых центров» в 70–80-е годы XIX в. поставили под сомнение правомерность представлений о мозге как примитивной, недифференцированной нервной массе.

Оппонентом как узких локализационистов, так и их противников стал английский невролог Дж. Хьюлингс Джексон, высказавший предположение, что к мозговой организации сложных форм психических процессов следует подходить с позиции уровня их построения, и предложивший иерархический подход к строению нервных центров.

Эти положения были развиты позже (в первой половине XX в.) К.Н. Монаковым (1914), Г. Хэдом (1926) и К. Гольдштейном (1927).

Они попытались объединить оба подхода, что привело к появлению эклектической концепции, согласно которой локализовать в определённых участках можно лишь относительно элементарные сенсорные или моторные функции.

Однако высшие психические функции (речь, гнозис, праксис) связаны со всем мозгом равномерно, разлиты по всей коре.

Кроме того, существовала и откровенно идеалистическая концепция, которой придерживались такие крупные физиологи, как Г. Гельмгольц, Ч. Шерингтон, Э. Эдриан, Дж. Эклз, отрицавшие саму возможность связать мозг и психику. Ни одно из рассмотренных направлений исследования не позволяло выявить подлинные механизмы психической деятельности человека.

Для решения этой задачи необходимо было пересмотреть методологическую основу изучения взаимосвязи психических функций и мозга. Итогом стало появление теории системной динамической локализации психических функций А.Р. Лурия.

Можно выделить основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций:

  • каждая психическая функция представляет собой сложную функциональную систему и обеспечивается мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции;
  • различные элементы функциональной системы могут находиться в достаточно удалённых друг от друга участках мозга и при необходимости замещают друг друга;
  • при повреждении определённого участка мозга возникает «первичный» дефект;
  • нарушение определённого физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре;
  • как результат поражения общего звена, входящего в разные функциональные системы, могут возникать «вторичные» дефекты.
В настоящее время теория системной динамической локализации высших психических функций является основной теорией, объясняющей взаимосвязь психики и мозга.

Данная концепция основана на понимании психических явлений как системных качеств физиологических функций. Основополагающим является принцип динамической организации психических функций, сформулированный И.П. Павловым и развитый А.Р. Лурия и Л.С. Выготским.

И.П. Павлов выделил в коре больших полушарий «ядерные зоны анализаторов» и «рассеянную периферию» и совместно с А.А. Ухтомским сформулировал принцип динамической локализации функций как сложного взаимодействия возбудительного и тормозного процессов на различных элементах системы анализатора, благодаря чему создается ответная деятельность организма.

Рефлекторный принцип работы больших полушарий мозга. И.П. Павлов дал новое направление теории локализации функций, опровергнул мнение авторов, что существуют локальные центры.

В последнее время сделано много открытий в неврологии, они подтверждают взаимодействие различных участков коры головного мозга.

А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин, А.Р. Лурия, И.Н. Филимонов внесли вклад в изучение высших корковых функций человека. П.К. Анохин, А.Р. Лурия определили корковые функции как деятельность специальных функциональных систем.

Функция, деятельность не определяются работой какого-то одного центра. В формировании речевой функции принимают участие различные участки, объединённые механизмом рефлекса. Ведущее значение имеют такие отделы, как лобная зона коры, височная, теменная, затылочная доли.

Материальным субстратом речевой функции являются функциональные системы, которые не появляются в готовом виде, а формируются в процессе общения и предметной деятельности.

Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет определённую операцию речевой деятельности.

Теория динамической локализации высших психических функций, по А.Р. Лурия.

Высшие психические функции человека (ВПФ) – это сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования.

Интересно
Материальной основой ВПФ выступает весь мозг как постоянно дифференцирующаяся и развивающаяся динамическая система психофизиологических функций.

Любая ВПФ представляет собой сложную функциональную систему, опирающуюся на нейродинамические отношения между различными отделами мозга.

Объяснить локализацию ВПФ в мозге человека можно только путём исследования процессов их прижизненного формирования, которые задаются внешними формами деятельности и общения.

Мозговая локализация ВПФ обеспечивается путём созревания и формирования в онтогенезе новых функциональных нейронных систем в мозге, имеющих системно-динамическую локализацию. На разных этапах онтогенеза строение ВПФ может изменяться; при этом изменяется и их мозговая организация.

Реализация ВПФ обеспечивается тремя взаимосвязанными функциональными блоками мозга.

А.Р. Лурия выделяет три функциональных блока в деятельности головного мозга:

  • блок регуляции тонуса и бодрствования: ретикулярная формация, подкорковые образования, лобные отделы мозга;
  • блок приёма, переработки и хранения информации: затылочные, теменные и височные отделы коры головного мозга;
  • блоком программирования, регуляции и контроля деятельности: лобные отделы коры головного мозга.

Функциональная организация коры головного мозга имеет иерархическое строение:

  • первичные проекционные зоны коры головного мозга:
    • служат проекцией в мозговой коре той или иной рецепторной или эффекторной системы;
    • обеспечивают чётко фиксированные рецепторные или эффекторные функции;
    • входят как обязательные компоненты в построение сложных функциональных систем;
  • вторичные проекционные зоны коры головного мозга:
    • служат интеграции процессов, происходящих в первичных проекционных зонах;
  • третичные проекционные зоны коры головного мозга:
    • служат интеграции процессов, происходящих во вторичных проекционных зонах;
    • обеспечивают объединение результатов деятельности разных анализаторов и эффекторов в целостные образы и программы поведения. Основные речевые механизмы мозга.
Формирование речевой функциональной системы связано с высшей нервной деятельностью (ВНД). Механизмы речи связаны с целостной иерархической организацией деятельности мозга, включающей несколько звеньев, каждое из которых вносит специфический вклад в характер речевой деятельности.

Выделяются три звена в речевой функциональной системе:

  • воспринимающие исходную информацию рецепторные приборы (слух, зрение и рецепторы чувствительности). Главную роль играет слух. При его недостаточности процесс формирования речи нарушается. В приёме речевого сообщения принимает участие и зрительная система. Особо важное значение зрение имеет в начальные периоды формирования речи (ребёнок подражает артикуляции). К системе начального рецепторного звена относятся и кинестетические ощущения (кинестезии – ощущение положения, движения), которые сигнализируют о положении органов артикуляции и всего тела. При недостаточности речевых кинестезий нарушается произнесение звуков;
  • сложные корковые системы, которые осуществляют переработку, хранение поступающей информации, выработку программы ответного действия и перевод исходной семантической записи в схему развёрнутого речевого высказывания;
  • реализует передачу речевых сообщений, т.е. речевая артикуляция осуществляется в комплексной деятельности пирамидной, экстрапирамидной, мозжечковой системы с участием кинестетической афферентации.

При поражении первого звена возникают различные отставания в развитии речи, имеющие специфический характер, зависящий от структуры ведущего дефекта.

Наиболее выраженные нарушения – при нарушении слуха. Наименее – при нарушении зрения.

При поражении второго звена возникают расстройства коркового генеза (у детей – алалия, у взрослых – афазия). Прежде всего, страдает кодирование (производство) и декодирование (восприятие) речи.

При поражении третьего звена нарушается иннервация речевой мускулатуры, расстраивается двигательный механизм речи, т.е. возникает дизартрия, которая имеет различные проявления в зависимости от локализации поражения (корковая дизартрия, подкорковая дизартрия, бульбарная дизартрия).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)