Реализация права
Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях субъектов социального общения.
В правовом обществе народ, с одной стороны, и государство — с другой, принимают на себя обязательство следовать праву.
Отсюда проблема реализации права может быть рассмотрена в двух направлениях:
- следование праву со стороны органов государства и должностных лиц;
- осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объединений.
Однако в обоих случаях речь, по существу, идет о конституировании правопорядка. Для него, как известно, недостаточно простого наличия правовых норм.
Суть правопорядка состоит в том, что на основе права складываются реальные общественные отношения.
Совсем не случайно, например, для реалистической школы права оба этих процесса едва ли не идентичны, и настоящее право усматривается ею в том, что реально сделает судья или администратор.
Чтобы разобраться в этой проблеме, следует иметь в виду три обстоятельства:
- Разные правовые системы “доверяют” поиск и формирование права разным силам — народу, парламенту, судьям, администраторам, ученым и т. д. Чаще всего к правотворчеству “допускают” многих субъектов, но с разного рода оговорками, отступлениями и при непременной иерархии творимых ими актов.
- Творческая реализация права, становление прочного конкретизированного правопорядка всегда заключают в себе элементы правотворчества.
- Какие акты признавать правом, а какие нет — во многом зависит от достигнутой договоренности между людьми, между власть имущими и народом.
Конвенциональное начало имеет определяющеезначение в цивилизованном обществе, подобно тому как силовое решение вопроса об источниках права доминирует при недемократических режимах.
Следование праву органично свойственно устоявшемуся, стабильно развивающемуся демократическому обществу.
В переходные эпохи, во времена социальных кризисов и революционных потрясений правопорядок рушится именно по причине отказа от реализации действовавших до тех пор правовых норм и принципов.
Органы государственной власти, органы управления, суд, местная власть, сам народ (под влиянием партий и движений), отказываясь от прежних порядков, пытаются устанавливать и формулировать право своими собственными силами. Причем правовые предписания всегда адресуются другой стороне. О самоограничении правом никто не думает. О реализации права больше говорят. Механизмы обеспечения правопорядка в действие не приводятся, а если приводятся, то без должного эффекта.
В России перестроечного и постперестроечного времени наблюдается активная деятельность законодательных органов и не менее активная нормотворческая работа Президента России и Правительства. Однако поиск права и его реализация названными органами не приносит должного результата.
Наша правовая теория вольно или невольно связывала реализацию права преимущественно с поведением граждан.
Между тем реализация права зависит в первую очередь от тех, кто его творит.
- Определение общественного мнения
- Право и многопартийность
- Направления совершенствования конституционной модели
- Правовой закон
- Конституционная модель правового государства в России. Общая характеристика
- Патерналистские функции государства
- Минимальное государство
- Либерализм и этатизм
- Минимальные функции государства
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу