Развивающее обучение в педагогике

Одна из основных целей развивающего обучения – умственное развитие учащегося (количественные и качественные изменения, которые происходят в интеллектуальной деятельности человека в связи с его возрастом и обогащением жизненного опыта под влиянием социально-исторических условий, с индивидуальными особенностями его психики).

Развивающее обучение понимается как:

  • процесс организации педагогом учебно-познавательной деятельности учащихся, в которой обеспечивается не только полноценное усвоение содержания образования, но и формируются способы учебно-познавательной деятельности (общеучебные и специальные умения и навыки), осуществляется умственное, духовно-нравственное, физическое развитие ученика;
  • ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию; в концепции развивающего обучения ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.

Структура умственного развития представлена следующими компонентами:

  1. Обученность как фонд сознательно усвоенных ЗУН (ов).
  2. Обучаемость как система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, благодаря которым возможна продуктивная учебная деятельность.

К интеллектуальным свойствам личности психологи относят глубину ума, его гибкость, устойчивость, осознанность мыслительной деятельности, самостоятельность мышления, креативность мышления (умение мыслить творчески) и его экономичность. Развивая данные личностные свойства ребенка в процессе обучения, педагог реализует в своей педагогической практике идею, методы, формы развивающего обучения.

В современной педагогике существуют разные концепции развивающего обучения:

  • П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина считают, что развивающее обучение организуется в соответствии с технологией поэтапного формирования умственных действий;
  • З.И. Калмыкова видит развивающий эффект обучения только в том случае, если в его процессе формируется творческое мышление;
  • Д.Б. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер указывают на то, что основным признаком развивающего обучения является формирование у обучающихся умений, навыков, приемов учебно-познавательной деятельности;
  • концепция развивающего обучения Н.Н. Поспелова ориентирована на формирование и учащихся мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, противопоставление и т.д.).

На основе анализа существующих разнообразных концепций развивающего обучения в настоящее время в педагогической теории и практике разработаны и реализуются системы развивающего обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), технологии личностно ориентированного обучения.

В конце 50-х годов XX века педагогическим коллективом под руководством Л.В. Занкова была создана система обучения младших школьников с целью их общего психического развития, которое понималось как развитие ума, воли, чувств.

Система развивающего обучения, разработанная Л.В. Занковым, направлена на интенсивное всестороннее развитие личности.

Педагог обосновал следующие дидактические принципы развивающего обучения:

  1. Принцип обучения на высоком уровне трудности.
  2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.
  3. Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом с сопутствующим непрерывным повторением.
  4. Принцип осознанного школьниками собственного учения, осознание самого себя как субъекта учения.
  5. Принцип работы над развитием всех учащихся.

Важнейшая идея системы развивающего обучения Л.В. Занкова – «развитие в сотрудничестве», она пронизывает все формы и методы обучающей работы педагогов и учебной работы школьников.

Содержание образования, учебный материал в данной системе обучения усваивается школьниками в логике дифференциации знаний, от целого – к части. Учебный материал расположен так, что каждое из предложенных заданий находит свое естественное продолжение в следующих разделах. Возвращение к уже изученному является в то же время и значительным шагом в обучении вперед.

Созданная коллективом Л.В. Занкова дидактическая система имеет прямое отношение к разработке проблем развивающего обучения на основе ряда идей Л.С. Выготского

Ее использование продемонстрировало развивающий эффект в сфере таких психических процессов, как наблюдение, внимание, мышление, моторика детей младшего школьного возраста.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова имеет гуманный, личностно-ориентированный характер, так как важнейшим результатом обучения по этой системе является не столько усвоение определенной суммы ЗУН (ов), сколько интенсивное личностное развитие школьников.

Система развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина также является результатом экспериментального развития и подтверждения гипотезы Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития (обучение опережает развитие).

Коллектив, созданный Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в 60-е годы XX века, установил, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников, исходя из этого было перестроено содержание учебных предметов и логика, способы его изложения в учебном процессе.

В традиционной образовательной системе учили от единичного, частного – к целому, общему. В.В. Давыдов назвал мышление ребенка, которое формируется в процессе такого обучения, эмпирическим. При обучении же в логике: от общего – к частному, от абстрактного – к конкретному, от системного – к единичному развивается теоретическое мышление, а само обучение становится развивающим.

Формой существования теоретического знания, по В.В. Давыдову, являются способы умственной деятельности, обобщенные способы действий

В основе развивающего обучения школьников по системе В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии.

Согласно результатам исследований В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина, основным критерием умственного развития ребенка является наличие правильно организованной структуры учебной деятельности:

  1. Постановка учебной задачи.
  2. Выбор средств и способов, приемов ее решения.
  3. Непосредственное решение (учебное действие).
  4. Самоконтроль и самопроверка.

Младший школьник в роли субъекта учебной деятельности первоначально выполняет ее вместе с другими учениками и с помощью учителя (он находится в «зоне ближайшего развития»).

Постепенно такую деятельность начинает осуществлять каждый ученик, перемещаясь в «зону актуального развития» и становясь индивидуальным субъектом учебной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)