Развитие общей и тонкой моторики

У детей с РДА часто проявляется моторная недостаточность, отсутствуют содружественные движения, появляются однообразные, часто повторяющиеся движения, заключающиеся в разгибании и сгибании пальцев рук, потягивании.

Можно заметить, как ребенок при волнении совершает вращательные движения кистями около глаз (чаще возле его наружных уголков). Ребенок практически не пользуется мимической мускулатурой лица, взгляд направлен мимо или «сквозь» людей.

Аутичному ребенку, как и любому другому, необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса, снятия эмоционального напряжения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих известных ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Л. Лурия.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Сложность произвольного распределения мышечного тонуса сказывается и на ручной моторике аутичного ребенка.

Здесь наблюдается необыкновенная ловкость непроизвольных движений, например 2–3-летний ребенок быстро и аккуратно перелистывает страницы книжки, ребенок постарше – легко собирает сложные пазлы или узоры из мозаики.

Но тот же ребенок становится удивительно неловким, когда ему надо сделать что-то по просьбе взрослого.

Если педагог пытается чему-то научить аутичного ребенка, например заниматься рисованием, его рука может стать настолько вялой, атоничной, что не удерживает карандаш или кисть, или, наоборот, с такой силой нажимает на карандаш, что на бумаге вместо рисунка получается дыра.

Поэтому основная помощь взрослого состоит в передаче ребенку моторного стереотипа действия, движения. Педагог манипулирует руками ребенка, поддерживает и направляет одну (обе) руку ребенка при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики.

Этот вид помощи является наиболее адекватным из-за характерных для аутичных детей сложностей произвольного сосредоточения, которые в начале занятий делают, чаще всего, невозможным выполнение ими задания по образцу, по подражанию.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)