Тренировка мышц языка

Подвижность и точность работы языка является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка, корень.

Упражнение 1.  И.п.: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» язык поднимается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов).  Упражнение повторяется четыре-шесть раз.

Упражнение 2.  И.п.: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два» – внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются три-четыре раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение 3.  И.п.: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение подъязычной уздечки, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить три-четыре раза.

Упражнение 4.  И.п.: рот приоткрыт, губы улыбаются.

Кончик языка щелкает, челюсть не двигается, кончик языка не подворачивается.

Рекомендации по речевому развитию детей с РДА.

Речевые расстройства усугубляют затруднения в контакте с окружающими. Поэтому работу по развитию речи начинать надо в более раннем возрасте, опираясь и используя те объекты, к которым ребенок более привязан.

Хорошие результаты дают беседы на актуальную для ребенка тему с использованием соответствующей наглядности (предмета, игрушки, картинки, открытки, иллюстрации). В совместных экскурсиях, рисовании закрепляется достигнутый уровень контакта и продвижения в развитии речи.

Обучение чтению начинается еще до выхода ребенка на уровень спонтанной речевой активности. Следует отметить, что обучение чтению традиционно послоговым методом менее успешно, т. к. дети с РДА «застревают» на стереотипном проговаривании слогов.

Если слияние слогов в слове и происходит, то ребенок делает это чисто механически, и смысл прочитанного остается непонятным. Эти сложности преодолеваются при использовании метода глобального чтения.

Сущность его состоит в том, что слово дается целиком сразу же и прочтение подкрепляется одновременно предъявляемым ярким, красочным наглядным материалом. Слова подбираются для каждого ребенка индивидуально с учетом его интересов и пристрастий.

Речевое воспитание включает и формирование диалогической речи. У детей с РДА диалогическая речь самостоятельно не развивается.

Не следует торопиться исправлять нарушения звукопроизношения, т. к. сосредоточение не на смысловой, а на звуковой стороне речи может затормозить и развитие коммуникативной функции и отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка.

Рекомендуется много разговаривать с ребенком: объяснять ему происходящее вокруг, говорить новые слова, объяснять их значения, но не требовать немедленного их повторения.

Он пассивно накапливает слова и может применять их в соответствующей ситуации. Маленьким детям предлагаются картинки для уточнения того, что он слышит.

Ребенку постоянно уделяется личное внимание. На первом году жизни при развитии понимания речи наряду с постоянным присутствием матери обеспечивается также и постоянство окружающей среды, языка и используемых понятий.

Начало раннего понимания речи происходит оптимально, когда мать регулярно показывает малышу один и тот же предмет, называет его, тем же словом и тем же голосом.

Для каждого ребенка с РДА составляется индивидуальная программа стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также коммуникативного интереса.

Развитию речи способствуют упражнения, содержащие материал, который интересен ребенку. Языковые навыки приобретаются, прежде всего, через подражание: ребенок слышит слово и повторяет его. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда повторяемое слово понимается.

Для совершенствования речи целесообразны упражнения, которые стимулируют имитацию и развитие речи.

При развитии речи у аутичного ребёнка следует уделять особое внимание просодической стороне. Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, который характерен для речевого дыхания.

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия голоса: после спокойного вдоха носом делаем плавный выдох через рот, постепенно увеличиваем продолжительность выдоха и различные дыхательные упражнения («Подуй на ватку», «Поиграй на дудочке», мыльные пузыри и др.) для детей дошкольного возраста.

Затем вводятся голосовые упражнения: спокойный вдох и медленный выдох через рот, сочетая выдох с произнесением – гласных звуков, с-с-с , х-х-х , ш-ш-ш ;  звук тянется как можно дольше; постепенно переходят от тихого к громкому звучанию, сохраняя плавность выдоха; глубокий вдох носом и постепенно на выдохе произносят слоговые цепочки сначала с глухими, а затем со звонкими звуками. Можно предложить и пропевание гласного звуков у-у-у   и а-а-а .

Ребенок повторяет упражнения за взрослым. Обращается внимание на выполнение вдоха через нос, выдоха – через рот. Интенсивный вдох через нос, выдох – произвольный.

Необходимо при выполнении дыхательных и любых упражнений соблюдать осторожность, дозировку их выполнения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)