Развитие эмоциональной сферы

В структуре проводимой работы по социальной адаптации ребенка важной составляющей является развитие эмоциональной сферы ребенка. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника с РДА – это появление способности управлять эмоциями.

Вначале нужно ограничить влияние эмоционально-травмирующих ситуаций, затем побуждать ребенка к адекватным эмоциональным реакциям в конкретных ситуациях, предлагать ему готовые варианты подобных реакций для использования их в своей детской жизни.

Коррекция эмоциональной сферы ребенка предполагает работу по следующим направлениям обучения:

  • умение фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других людей;
  • правильно распознавать эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;
  • поведенческая этика на эмоциональной основе.

При коррекции эмоциональной сферы необходимо отметить, что эмоциональное состояние ребенка с аутизмом непредсказуемо. Оно может выражаться в полярности его чувств: от любви и тесной симбиотической связи до внезапных проявлений агрессии или самоагрессии.

Содержание работы может заключаться в следующем:

  • установление положительного эмоционального контакта с ребенком;
  • преодоление негативных реакций на окружающую среду;
  • коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникативного взаимодействия в игре;
  • обучение ребенка «языку чувств» (т. е. формирование эмоций);
  • развитие творческих способностей;
  • проведение индивидуальной работы с родителями;
  • установление эмоционального взаимодействия в семье аутичного ребенка.
Чтобы обеспечить формирование эмоциональной сферы у аутичного ребенка, взрослый подключается к его занятиям, не предлагая ничего нового, постепенно преобразовывает стереотипные действия в эмоциональную игру.

Создание спокойной, не травмирующей ребенка обстановки помогает избежать отрицательных эмоциональных состояний.

Пути реализации:

  • игры: «Спрятался-появился», «Ку-ку», «Лови меня», «Догони меня», «Спою песенку про …», «Глазки», «Ушки слушают», «Вверх-вниз», «Поскачем на лошадке»;
  • использование иллюстраций с положительным эмоциональным фоном;
  • игры: «Покажи мне», «Дорисую, чтобы получилось веселое лицо», «Разговор с игрушкой»;
  • просмотр фотографий из семейного альбома;
  • совместный просмотр специальных телепередач для детей;
  • прослушивание записей эмоций (смех);
  • сопереживание персонажам из сказок, игр;
  • рассматривание собственной мимики перед зеркалом;
  • умение звукоподражать животным с разной интонацией и т. д.

В работе по развитию и коррекции эмоциональной сферы аутичных детей возможно использовать следующие методы:

  • игротерапия (игры-драмматизации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт);
  • психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
  • беседа на заданную тему;
  • примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;
  • использование наглядных пособий (фотографий, рисунков, схем, графических изображений, символов);
  • элементы психологического тренинга.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)