Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

Законодательство Российской Федерации устанавливает определенный, строго ограниченный перечень оснований, которые предоставляют работодателю право уволить работника по своей инициативе. Работодатель не может уволить работника по основаниям, которых нет в законодательстве.

В отношении гражданских служащих указанное правило распространяется в полной мере. Перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя закреплен в ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.

При этом следует иметь в виду, что каждое основание расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя имеет свою специфику. Некоторые аспекты основания расторжения служебного контракта будут рассмотрены далее.

Итак, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от занимаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:

1. Несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:

  • по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
  • вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Расторжение служебного контракта (как и трудового договора) вследствие несоответствия гражданского служащего (или работника) по состоянию здоровья возможно лишь при стойком снижении трудоспособности, препятствующем надлежащему исполнению служебных (трудовых) обязанностей.

Если при этом гражданский служащий надлежащим образом выполняет свои должностные обязанности по занимаемой должности гражданской службы, однако обнаружится, что он нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы вследствие того, что выполняемая работа ему противопоказана.

Или опасна для коллектива гражданских служащих либо обслуживаемых им граждан, то представитель нанимателя обязан предложить такому гражданскому служащему другую должность государственной службы, не противопоказанную ему по состоянию здоровья.

В случае отказа гражданского служащего от такого перевода либо отсутствия в государственном органе соответствующей должности служебный контракт прекращается в соответствии с подп. “а” п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.

При этом необходимо наличие медицинского заключения, вынесенного специальным медицинским учреждением, препятствующего продолжению выполнения обязанностей по служебному контракту гражданской службы по состоянию здоровья. Не может быть уволен по этому основанию гражданский служащий, трудоспособность которого временно ограничена.

Расторжение служебного контракта в случае несоответствия замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации возможно только при отсутствии вины гражданского служащего и связано только с результатами аттестации, т.е. для приведения в действие механизма увольнения необходимо проведение аттестации и наличие сделанного в ее результате отрицательного заключения о квалификации гражданского служащего.

Проведение аттестации – неотъемлемое право представителя нанимателя, способ контроля за соответствием квалификации гражданских служащих, а также стимулирование их гражданской службы. Аттестация должна проводиться в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона о государственной гражданской службе.

Недостаточная квалификация гражданского служащего должна быть установлена на основании объективных данных, полученных в результате аттестации. Выводы аттестационной комиссии о деловых качествах гражданского служащего подлежат оценке в совокупности с другими данными об аттестуемом, относящимися к его профессиональной деятельности.

2. Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Принимая решение об увольнении гражданского служащего по данному основанию представителю нанимателя следует учитывать, что он вправе расторгнуть служебный контракт, если к гражданскому служащему ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин служебных обязанностей оно не снято и не погашено в установленном порядке (п. п. 8, 9 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе).

3. Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

а) прогула (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня).

Принципиальным является вопрос об уважительности причин, по которым гражданский служащий отсутствовал на служебном месте. Следовательно, представитель нанимателя должен выяснить, действительно ли гражданский служащий не находился без уважительных причин на служебном месте в течение указанного срока;

б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения также является самостоятельным основанием увольнения гражданского служащего. При этом не имеет значения, был ли гражданский служащий отстранен от выполнения должностных обязанностей в связи с указанным состоянием.

Состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть оценены соответствующим органом по рассмотрению (разрешению) трудовых споров.

Эти обстоятельства могут быть подтверждены в том числе и свидетельскими показаниями. Однако более предпочтительным доказательством является акт медицинского освидетельствования, составленный специалистом соответствующего медицинского учреждения;

в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Увольнение в этом случае возможно, если гражданский служащий был допущен к сведениям, составляющим ту или иную тайну, а сохранение такой тайны (кроме государственной) обусловлено в заключенном с гражданским служащим служебном контракте.

Вопросы государственной тайны регулируются Федеральным законом от 21 июля 1993 г. (с последующими дополнениями и изменениями).

В случае оспаривания гражданским служащим увольнения по данному основанию представитель нанимателя обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые разгласил гражданский служащий, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, данные сведения стали известны гражданскому служащему в связи с исполнением им служебных обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения;

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

В качестве чужого имущества следует расценивать любое имущество, не принадлежащее данному гражданскому служащему, в частности имущество, принадлежащее представителю нанимателя, другим гражданским служащим, а также лицам, не являющимся гражданскими служащими данного государственного органа.

Условия же наступления возможности такого увольнения – наличие установленного вступившим в силу приговора суда или постановления органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. Этими решениями и постановлениями должны быть установлены факт совершения хищения и вина гражданского служащего;

д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

При расторжении служебного контракта по данному основанию необходимо наличие трех условий:

  • противоправное виновное поведение гражданского служащего (нарушение им конкретных требований по охране труда);
  • наличие вредоносного результата (несчастный случай, причем вне зависимости от того, с кем он произошел: с самим гражданским служащим или с другим лицом, авария, катастрофа) или реальная угроза наступления такого вредоносного результата;
  • причинно-следственная связь между этими двумя обстоятельствами, т.е. должно быть установлено, что именно противоправное виновное поведение гражданского служащего привело к наступлению такого вредоносного результата.

Только при наличии всех трех условий одновременно возможно увольнение по подп. “д” п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.

Важным аспектом является то, что для увольнения в данном случае не обязательно ждать наступления тяжелых последствий – достаточно факта создания реальной угрозы их наступления.

4. Совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.

При расторжении служебного контракта в связи с утратой доверия следует иметь в виду, что по данному основанию могут быть уволены только гражданские служащие, непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.), совершившие такие виновные действия (бездействие), которые дают основание представителю нанимателя для утраты доверия к ним.

При этом утрата доверия должна быть обоснована конкретными фактами совершения гражданским служащим виновных действий (бездействия).

Следует также иметь в виду, что при увольнении гражданского служащего по п. 4 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе не требуется наличия вступившего в силу приговора суда (что предусмотрено, в частности, подп. “г” п. 3 ч. 1 ст. 37 указанного Закона).

Для такого увольнения достаточно наличия конкретного факта совершения гражданским служащим виновных действий, являющихся основанием для расторжения служебного контракта по данному основанию.

5. Принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории “руководители”, необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа.

Это основание увольнения применяется к строго ограниченному кругу лиц и лишь в случае совершения ими конкретных действий, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе. Оно является как бы дополнительным основанием расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.

Вина “руководителей”, а также причинная связь между принятым ими управленческим решением и наступлением указанных последствий должны быть доказаны в установленном законом порядке. Если представитель нанимателя не предоставил доказательства, подтверждающие наступление неблагоприятных последствий, предусмотренных в п. 5 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, и явившихся основанием увольнения, такое увольнение не может быть признано законным.

6. Однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории “руководители”, своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.

По данному основанию могут быть уволены только гражданские служащие, относящиеся к категории “руководители”, и лишь в случае совершения ими конкретных действий (бездействия), указанных в п. 6 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.

7. Предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

Расторжение служебного контракта по данному основанию возможно в случаях, когда представленные документы или сведения могли оказать существенное влияние на содержание служебного контракта и даже на сам факт его заключения.

В качестве примера можно привести случаи представления подложных документов об образовании или о наличии специальных знаний. Подложность документа должна быть удостоверена в установленном порядке.

Следует иметь в виду, что не всякие сообщенные гражданским служащим ложные сведения могут служить основанием для расторжения с ним гражданского контракта, а только такие сведения, которые повлияли или могли повлиять на принятие представителем нанимателя решения о приеме гражданского служащего на гражданскую службу.

Не могут быть признаны ложными сведения, касающиеся, например, возможной дискриминации при приеме на гражданскую службу (в случае, если женщина указала, что она замужем, а на самом деле является одинокой матерью), и соответственно они не могут послужить основанием для увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.

8. Прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

Допуск к государственной тайне может быть условием служебного контракта, заключаемого с гражданским служащим, прежде всего с учетом положения Федерального закона от 21 июля 1993 г. “О государственной тайне” (в ред. от 30 июня 2003 г. и изменениями и дополнениями).

В ст. 23 этого Закона перечислены условия прекращения допуска должностного лица и гражданина к государственной тайне. В отношении гражданских служащих такой допуск в индивидуальном порядке может быть прекращен с учетом результатов проверочных мероприятий по решению руководителя органа государственной власти.

Факт прекращения допуска к государственной тайне не освобождает гражданского служащего, уволенного по п. 8 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе или переведенного на другую работу (службу), от обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

По инициативе представителя нанимателя служебный контракт может быть расторгнут с гражданским служащим и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Увольнение с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.

Гражданский служащий не может быть освобожден от замещения должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в отпуске.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)