Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан
Работа по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений представляет собой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры и регулируется ст. 10 и 27 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом РФ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», процессуальным законодательством, а также приказами Генерального прокурора РФ.
Рассматривая заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, прокуроры разъясняют пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимают меры по предупреждению и пресечению нарушений субъективных прав, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Таким образом, органы прокуратуры наделены необходимыми полномочиями, позволяющими надежно отстаивать права и свободы человека и гражданина.
Обязанность прокурора принимать меры по пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина отражает особый характер данных нарушений, посягающих на самые важные социальные ценности – интересы человека.
Эта обязанность указывает на необходимость оперативного реагирования прокурора на ставшие ему известными факты незаконных действий должностных и иных лиц, органов государственной власти, местного самоуправления, руководителей и органов управления коммерческих и некоммерческих организаций.
Население России широко использует предоставленное ему ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в государственные органы, в т.ч. и в органы прокуратуры, призванные защищать права и свободы человека и гражданина. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления своих нарушенных прав и свобод.
Практика показывает, что на прием в прокуратуру приходят люди, которые нуждаются в бесплатной юридической консультации, потому что больше нигде не могут получить квалифицированной помощи.
Общеизвестно также, что количество обращений граждан в прокуратуру значительно превышает количество аналогичных обращений за судебной защитой.
Для обращения в ее органы не требуется соблюдения каких-либо специальных процедур, денежных затрат. Рассмотрение обращений осуществляется в сжатые регламентированные сроки.
В условиях господства рыночных отношений, когда деятельность российской адвокатуры во многом подчинена коммерческим интересам, а гражданин в силу указанных обстоятельств не готов к самостоятельному общению с судебной системой, правозащитная роль прокуратуры очевидна.
Для защиты прав граждан прокурорами используются все предусмотренные законом полномочия. По жалобам приносятся протесты, вносятся представления, направляются иски (заявления) в суды и объявляются предостережения.Должное внимание органами прокуратуры уделяется выявлению и пресечению нарушений законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений граждан, в частности ФЗ-59 от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», что влечет за собой снижение общего количества нарушений в этой сфере.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан необходимо подчинить решению задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка (п. 5).
Они в сочетании с другими данными позволяют оперативно реагировать на нарушения прав и свобод человека и гражданина, законности издаваемых ведомствами и органами управления нормативных правовых актов, на иные нарушения.
В органах прокуратуры предусмотрены следующие формы обращений граждан.
В зависимости от предмета:
- предложение – рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах;
- заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
- жалоба – просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
- ходатайство – просьба заявителя о признании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод.
По количеству обращающихся субъектов:
- индивидуальные;
- коллективные – обращения двух или более лиц, а также обращения, принятые на митинге или собрании и подписанные организаторами или участниками митинга, собрания.
С учетом повторяемости обращения различают:
- первичное – обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в данном органе прокуратуры;
- повторное обращение – обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру, или указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения.
Закон «О прокуратуре Российской Федерации» обязывает прокурора рассматривать и разрешать обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ст. 10).
При этом поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат отдельному учету.
Следует обратить внимание на то, что обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости – с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
В системе органов прокуратуры Российской Федерации предусмотрены следующие случаи, когда обращения не подлежат рассмотрению:
- если содержание свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры. Об этом автору обращения направляется мотивированное сообщение;
- если текст письменного обращения не поддается прочтению. Ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы, о чем сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению;
- если в тексте содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи. Такое обращение может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение;
- если оно лишено по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.
По обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих решений:
- о принятии к разрешению;
- оставлении без разрешения;
- передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
- направлении в другие органы;
- прекращении рассмотрения обращения;
- приобщении к ранее поступившему обращению;
- возврате заявителю.
При этом прокурорам запрещается направление обращений на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.
По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:
- «удовлетворено» – приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
- «удовлетворено повторное обращение» – принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения;
- «отклонено» – требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
- «разъяснено» – разъяснены вопросы правового характера, в т.ч. при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;
- «принято иное решение» – обращение оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;
- «направлено» – обращение направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.
По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
По общему правилу обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Иные сроки рассмотрения обращений в органах прокуратуры регламентированы приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. № 45. Реализовать свое право на обращение в прокуратуру граждане могут также посредством личного приема.
Руководителями прокуратуры также устанавливается порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни.
В случае, когда изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ.
На обращениях проставляется штамп «Из ящика для обращений и заявлений», указывается дата выемки, после чего они передаются на регистрацию и рассмотрение.
- Физические лица и юридические лица как потенциальные участники хозяйственного оборота
- Размер и порядок возмещения и компенсации вреда
- Основания и условия возникновения обязательств по возмещению и компенсации вреда
- Правовое регулирование обязательств по возмещению и компенсации вреда
- Ограничения прав и свобод сотрудников органов внутренних дел
- Правовое регулирование ограничений прав и свобод сотрудников органов внутренних дел
- Иные социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел
- Санаторно-курортное обеспечение
- Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу