Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности и особенности изложения резолютивной части решения по таким делам

Как уже отмечалось выше, дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности.

Сюда включается также срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Следует отметить, что данный срок, установленный ч. ч. 1 и 2 ст. 205 АПК РФ, совпадает со сроком рассмотрения дела об административном правонарушении, установленном ст. 29.6 КоАП РФ.

Срок рассмотрения дела начинается со дня поступления заявления о привлечении к административной ответственности в суд. Это означает, что время нахождения заявления и материалов к нему в канцелярии суда, у руководителя суда, распределяющего дела между судьями, вплоть до поступления к судье, полностью входит в установленный срок рассмотрения дела.

В случае оставления заявления о привлечении к административной ответственности без движения 15-дневный срок следует исчислять с того дня, когда обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, будут устранены (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”).

Срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности может быть продлен арбитражным судом не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Однако рассмотрение дела может быть отложено лишь в пределах срока давности привлечения к ответственности. О продлении срока арбитражный суд выносит определение, которое должно быть мотивированно.

При рассмотрении дела суд может установить, что заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения. В этом случае суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.

При этом указанный в протоколе факт правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

С точки зрения общих принципов правосудия изменение предварительной юридической квалификации в сторону смягчения обвинения является вполне допустимым конституционным механизмом юридической ответственности. Вместе с тем любое изменение квалификации может происходить при условии, что лицо присутствует.

При решении данного вопроса и ему предоставлена возможность реализовать свое право на защиту. Таким образом, если новая юридическая квалификация не влияет на подведомственность дела об административном правонарушении арбитражному суду, лицо присутствует в судебном заседании и не заявляет обоснованного ходатайства об отложении слушания дела, суд вправе в своем решении указать законное основание для привлечения к административной ответственности, если при этом не ухудшается правовое положения обвиняемого.

Ухудшение правового положения обвиняемого юридического лица или индивидуального предпринимателя происходит в том случае, если новая юридическая квалификация предусматривает более строгое административное наказание.

А именно низшая граница административного штрафа является более высокой (при этом верхняя граница может быть и ниже), если санкция предусматривает дополнительное административное наказание, которого не было по ранее предъявленному обвинению или оно было альтернативным, а стало императивным, и т.п.

Вместе с тем, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности.

Кроме того, если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу (Постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях”).

При рассмотрении дела следует учитывать особенности наложения взыскания на индивидуальных предпринимателей, которые могут нести административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ). Также необходимо принимать во внимание возможность освобождения лица от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Освобождая лицо от административной ответственности по основанию малозначительности, суд должен учитывать характер правонарушения исходя из того, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения последнее само по себе не содержит каких-либо существенных угроз охраняемым общественным отношениям.

В то же время такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не свидетельствуют о малозначительности правонарушения, а учитываются судом при назначении административного наказания.

При рассмотрении дела суд должен проверять, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, учитывая правила исчисления данных сроков, установленные ст. 4.5 КоАП РФ. Названные сроки не подлежат восстановлению, поэтому суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к ответственности.

Проверяя соблюдение срока давности в ситуации длящегося правонарушения, суд должен исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения последнего.

Если длящееся правонарушение после его выявления не прекращено фактически или юридически, то со дня нового обнаружения длящегося правонарушения начинается новый срок давности привлечения к административной ответственности.

По результатам рассмотрения дела суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, а не постановление, как это предусмотрено в ст. 29.9 КоАП РФ. В данном случае также действует принцип приоритета правил АПК РФ над нормами КоАП РФ, что отмечено в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)