Психолого-педагогическая карта школьника

Данная методика представляет собой схему структуриро­ванного наблюдения особенностей обучения и поведения школь­ников, осуществляемого педагогами в различных учебных и внеучебных ситуациях.

В ее основу положены представления авторов об основных психологических характеристиках школь­ного статуса ребенка и важнейших психологических требова­ниях к их содержанию на конкретном этапе обучения. Требо­вания представлены в виде описания конкретных поведенчес­ких проявлений ребенка.

Прием в педагогической психологии не новый, существует целый ряд методик, построенных по типу экспертных опросов педагогов и воспитателей в отношении наблюдаемых ими особенностей поведения и деятельности ре­бенка. Мы также прибегли к этому эффективному, на наш взгляд, приему диагностики.

Особенность нашей схемы на­блюдения заключается в следующем: описываемые фрагмен­ты поведения скомпонованы в соответствии с теми параметра­ми психолого-педагогического статуса, которым они соответ­ствуют; описание поведения дано на понятном педагогу языке; все проявления описаны в позитивном ключе.

Данной методике отводится значительное место в нашей диагностической системе. Из приведенной выше таблицы вид­но, что большое число параметров статуса в объеме психоло­го-педагогической карты школьника изучается и оценивается на основе ее данных. По своей сути данная методика является экспертным опросом.

Она заполняется педагогами на основе целенаправленных наблюдений. Содержание психолого-педагогической карты, естественно, изменяется от одного диагнос­тического минимума к другому. Несколько изменяется набор тех параметров статуса, по которым проводится опрос педаго­гов, существенно изменяются конкретные описания поведен­ческих проявлений.

Однако на любом этапе школьного обуче­ния психолого-педагогическая карта сохраняет свое значение как ведущий скрининговый метод, и остаются неизменными подходы к ее построению. Общий алгоритм создания конкрет­ной опросной методики такого типа следующий:

Разработка представлений о психолого-педагогическом статусе школьника и наиболее значимых его парамет­рах на данном этапе развития

Разработка системы психолого-педагогических требо­ваний к содержанию выделенных параметров статуса

Выделение тех параметров статуса, которые могут быть исследованы методом экспертного опроса

Подбор конкретных описаний поведения и деятель­ности

В качестве примера ниже мы приводим текст методики, пред­назначенной для организации наблюдения первоклассников на этапе адаптации в школе (второй диагностический минимум).

В правом столбце перечисляются основные психологические харак­теристики школьного статуса первоклассника, состояние кото­рых, с нашей точки зрения, может быть изучено с помощью эк­спертных опросов.

В левом столбце дается перечень поведенчес­ких проявлений ребенка, которые могут быть рассмотрены как индикаторы успешного приспособления к школе в сферах обуче­ния, общения и психологического самочувствия на данном этапе возрастного развития.

В зависимости от возраста школьников содержание право­го столбца таблицы существенно изменяется, а левого — оста­ется неизменной. В него мы поместили те параметры статуса, которые, с нашей точки зрения, вполне доступны грамотному педагогическому наблюдению и оценке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)