Психологические (патопсихологические и психопатологические) особенности детей с моторной алалией

Анализ психологических и психопатологических особенностей детей с моторной алалией показал, что, хотя это расстройство избирательно речевое, практически у всех детей имеются симптомы дизонтогенеза как эмоционально-волевой, так и когнитивной сферы. Это согласуется с наблюдениями других авторов.

При этом нельзя не принимать в расчет, что в работах, выполненных в 60-е и 70-е гг., диагностические критерии моторной алалии были значительно шире, а клиническая картина существенно тяжелее, чем в настоящее время.

Наши наблюдения и данные ряда авторов дают основание утверждать, что моторная алалия представляет собой особый тип психоречевого дизонтогенеза. Психическое развитие детей с этим расстройством происходит своеобразно.

Психологические особенности таких детей по происхождению могли быть отнесены к одной из трех категорий:

  • к симптомам раннего повреждения; · к проявлениям дизонтогенеза;
  • к реактивным образованиям,        обусловленным        своеобразием существования таких детей в социуме.

По психологическому содержанию эти особенности относятся к трем сферам:

  • личностной (явления эмоционально-волевой незрелости);
  • когнитивной (дефицитарность когнитивных функций и интеллекта);
  • эмоционально-вегетативной (невротическая и неврозоподобная симптоматика).

По отдельности каждый из симптомов мало отличался от описанных выше в      соответствующем      разделе.

Однако    частота    встречаемости,     степень выраженности, преобладание определенных качественных характеристик позволяют оценивать эту психопатологическую симптоматику как типичную именно для моторной алалии.

То, что эти проявления рассматриваются как психопатологические, а не психологические (то есть черты своеобразия личности в рамках нормы), обосновывается рядом обстоятельств: отличием от нормы данного возраста,  соответствием  классическим описаниям психопатологической симптоматики при психическом дизонтогенезе и тем, что они, по нашим наблюдениям, являлись (постоянно или в определенные периоды детства) причиной дезадаптации.

При их заострении степень дезадаптация обычно усиливалась, а при сглаживании — уменьшалась. Особенности эмоционально-волевой и личностной сферы психопатологически можно квалифицировать как синдром психического инфантилизма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)