Психологическая коррекция

Целями применения психологической коррекции (психокоррекции) является оптимизация, исправление и приведение в норму каких-либо психических функций человека, отклонений от оптимального уровня его индивидуально-психологических особенностей и способностей. Выделяется пять видов стратегий психокоррекции (Ю. С. Шевченко):

  1. Психокоррекция отдельных психических функций и компонентов психики (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность и т. д.) либо коррекция личности.
  2. Директивная или недирективная стратегия психокоррекционного воз-действия.
  3. Коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье.
  4. Психокоррекция в форме индивидуальных или групповых занятий.
  5. Психокоррекция как компонент клинической психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.

В отличие от психологического консультирования, при психокоррекции роль клиента или пациента оказывается не столь активной и даже чаще пассивной. Коррекция подразумевает выработку новых психологически адекватных и выгодных навыков в процессе специально разработанных тренинговых программ.

Активность клиента или пациента заключается лишь в желании измениться, но отнюдь не в экзистенциальной работе над собой. Человек го-тов «вручить себя» клиническому психологу или психотерапевту для того, чтобы тот восполнил имеющиеся недостатки, исправил отклонения, привил новые умения и навыки.

Даже если речь идет о психокоррекции личностных или характерологических свойств, то имеется в виду, что основным способом изменений и психологической помощи должен быть процесс научения эффективному принятию себя и реальности, а не философское осмысление своего места в мире, своих возможностей и способностей.

Психокоррекция, в отличие от психологического консультирования, ис-пользует в качестве основных методов манипулирование, формирование и уп-равление человеком, имея четкие представления об искомом состоянии, уровне развития психических функций или индивидуально-личностных качеств.

Заданными оказываются эталоны и идеалы. Человек выступает в роли мате-риала, из которого «лепится» оптимальный для него или идеальный для об-щества образ. Ответственность за психологические изменения ложится исключительно на психолога.

Классическим является спектр манипулятивных методик: от советов Карнеги до нейролингвистического программирования разнообразных тренингов (женского обаяния, личностного роста, сексуального тренинга и пр.).

В клинической психологии психокоррекция используется при выявляемых у клиента психологических проблемах, возникающих в связи с характерологическими, поведенческими девиациями и личностными аномалиями, а также при невротических психосоматических расстройствах.

Выработка оптимальных навыков происходит в процессе тренингов, среди которых наиболее известны аутотренинг, поведенческая (бихевиоральная) терапия, нейролингвистическое программирование, психодрама, трансактный анализ (Э. Берн).

Аутогенная тренировка (аутотренинг) — методика, направленная на овладение навыками психической саморегуляции с помощью релаксационных способов. Под релаксацией (расслаблением) понимается состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, ощущаемое либо во всем организме, либо в любой его системе.

В клинической психологии, особенно при психосоматических расстройствах и заболеваниях, используются такие разновидности, как собственно аутогенная тренировка с т. н. нервно-мышечной релаксацией и методика биологически обратной связи.

При прогрессивной мышечной релаксации происходит обучение человека контролированию состояния мышц и вызыванию релаксации (расслабления) в определенных группах мышц с целью снятия вторичного эмоционального напряжения. Аутогенная тренировка проводится в несколько этапов, направленных на освоение упражнений по ослаблению нервно-мышечного напряжения к конкретной мышце или группе мышц, с последующим становлени-ем «привычки отдыхать».

Методика биологически обратной связи построена по принципу условно-рефлекторного закрепления навыка изменять свое соматическое состояние при контролировании его с помощью различных приборов.

В процессе тренинга пациент самостоятельно с помощью прибора конт-ролирует биологическое функционирование своего организма (от скорости протекания элементарных биохимических реакций до сложных видов деятельности) и обучается изменять его, применяя различные способы само-регуляции. Выделяют следующие типы биологической обратной связи (А. А. Александров):

  • электромиографическая биообратная связь;
  • температурная биообратная связь;
  • электрокожная биообратная связь;
  • электроэнцефалографическая биообратная связь.

При электромиографической биообратной связи происходит научение процессу расслабления конкретной мышцы или группы мышц, а также об-шей релаксации. Методика температурной биологической обратной связи позволяет обрести навыки расширения и сужения периферических сосудов, что приводит к изменению температуры конечностей и тела.

Электрокожная биообратная связь дает возможность научиться контролировать кожно-гальванические реакции, влияя на симпатическую нервную активность. При электроэнцефалографической биообратной связи происходит формирование навыков изменения биоэлектрической активности головного мозга при помощи изменения соотношения волн различной частоты и в первую очередь увеличения альфа-активности для снижения уровня возбудимости и успокоения.

Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия изобилует методиками, основанными на выработке условно-рефлекторной деятельности с целью ку-пирования психопатологической симптоматики или навыков адекватных привычек взамен неадекватных, невротических.

Наиболее известными методиками являются методики «систематической десенсибилизации» и «пара-доксальной интенции», применяемые для лечения навязчивых страхов. При «систематической десенсибилизации» происходит погружение человека в ситуацию, вызывающую страх (воображаемую или реальную), с формировани-ем новой адекватной реакции на ситуацию и затуханием старой болезненной.

Методика, называемая «парадоксальной интенцией», направлена на изменение отношения пациента к фобиям за счет «переворачивания» этого отношения и доведения ситуации до абсурда (при эрейтофобии, страхе по-краснеть — научение настроить себя так: «Ну, покажи-ка всем, как ты умеешь краснеть. Пусть все увидят, как это тебе удается»).

Задача парадоксальной интенции — лишить эмоционально негативного подкрепления страхов, заменив их на иронию и юмор.

Нейролингвистическое программирование  представляет собой систему психологических манипуляций на основании изучения лингвистической мета-модели человека, суть которой заключается в признании шаблонности для каждой группы людей или одного человека лингвистической системы позна-ния мира и самого себя, выражения чувств и решения проблем.

Для этого в нейролингвистическом программировании (НЛП) существует понятие мо-дальности — наиболее типичном и характерном для индивида способе вос-приятия и отражения окружающей реальности.

Выделяют три разновиднос-ти модальности: визуальная, аудиальная и кинестетическая. После выявления доминирующей модальности человека предполагается коррекция его пове-дения, которая может самим человеком осознаваться или не осознаваться. В первом случае можно говорить об управлении индивидом, во втором — о ма-нипулировании им с помощью вербальных и невербальных методов.

Цель программирования — выработка определенной стратегии поведении, желательной для человека или окружения.

В рамках нейролингвистического программирования используется не-сколько техник: «якорение», «взмах», «взрыв», «метафора». Основным же считается «рефрейминг» — переформирование личности, придание ей новой заданной формы. В основе рефрейминга лежат следующие базовые положения нейролингвистического программирования:

  1. Любой симптом, любая реакция, либо поведение человека изначально носят защитный характер и поэтому полезны; вредными они считаются только тогда, когда используются в несоответствующем контексте.
  2. У каждого человека существует своя субъективная модель мира, которую можно изменить.
  3. Каждый человек обладает скрытыми ресурсами, позволяющими изменить и субъективное восприятие, и субъективный опыт, и субъективную модель мира.

Рефрейминг осуществляется чаще всего в шесть этапов. На первом опре-деляется симптом; на втором пациенту предлагается произвести своеобраз-ное «расщепление» себя на части (здоровую и патологическую, представленную симптомом), вступить в контакт с частью, отвечающей за формирование

  • проявление симптома, и осмыслить механизм его возникновения; на третьем осуществляется отделение симптома от первоначального мотива (намерения); на четвертом — обнаружение новой части, способной удовлетворить это намерение иными путями, с «постановкой якоря» (ассоциативной связи между событиями или мыслями); на пятом и шестом — формирование согласия всего «Я» на новую связь.
  • процессе психодрамы происходит разыгрывание человеком ролей с целью изучения внутреннего мира и выработки навыков оптимального социального поведения. Как правило, психодрама используется при наличии у индивида характерологических, коммуникативных девиаций и «комплекса неполноценности».

Человек в процессе игровой деятельности усваивает стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях, апробирует их, выбирает наиболее подходящие и тем самым преодолевает коммуникационные проблемы.

Трансактный анализ рассматривает личность человека как совокупность трех состояний «Я», условно названных Родитель, Взрослый и Ребенок. Суть их заключается в генетически запрограммированном паттерне поведения и проявлении эмоциональных реакций.

Ребенок проявляет себя инфантильными чертами характера и отношения к реальности, Взрослый — признаками зрелой психической деятельности, а Родитель характеризуется наличием нормативных и оценивающих стереотипов поведения. Психологическое взаимодействие, с точки зрения Э. Берна, происходит в виде диадного контакта (трансакции) при использовании тех или иных ролей.

Основная цельтрансактного анализа состоит в том, чтобы помочь индивиду понять особенности его взаимодействия с окружающими с помощью соответствующей терминологии и обучить его нормативному и оптимальному поведению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)