Психологическая и психофармакологическая коррекция и терапия девиантного поведения

Многообразие клинических проявлений девиантного поведения, различных по структуре и механизмам формирования, диктует необходимость вы-работки комплексных подходов к терапии и коррекции отклоняющегося поведения, которые были бы не симптомо- или феноменоцентрированными, а патогенетически ориентированными.

В силу этого факта применение тех или иных способов и методов психологической коррекции, консультирования, психотерапии или психофармакотерапии должно базироваться на сущностных механизмах происхождения отклоняющихся форм поведения и соответствующих методах восстановления нормативного поведения или становления гармоничного поведения.

В настоящее время в сфере практической деятельности в психологии девиантного поведения используются все известные психотерапевтические методики, способы педагогического воздействия, разнообразные психотропные препараты и даже меры социального воздействия.

При этом отсутствует обо-снование целесообразности и научно подтвержденной эффективности действия тех или иных методик. В данной главе будут освещены существующие в науке и практической психологии основные подходы к психологической коррекции, психо- и фармакотерапии девиантных форм поведения. Учитывая психологическую направленность данной работы, педагогические и социальные аспекты коррекционной деятельности в ней не обсуждаются.

Основополагающими принципами в выборе тех или иных психокоррек-ционных, психотерапевтических и психофармакологических методик в дея-тельности, направленной на исправление (искоренение, смягчение) откло-нений в поведении человека, считаются:

  • принцип добровольности;
  • принцип осознанности;
  • принцип соответствия (адекватности);
  • принцип целесообразности;
  • принцип допустимости;
  • принцип гуманности.

 

Принцип добровольности подразумевает, что достижение реальной эффективности проведения коррекционных или терапевтических мероприятий, исправление и избавление от отклоняющегося поведения возможно и допустимо лишь в случае добровольного согласия девианта на их проведение.

Оно базируется на принципе осознананности, сутью которого является как осознание человеком своего поведения несоответствующим нормативному, так и стремление измениться. Нередко клиент (пациент) с девиантными формами поведения осознает, что отклоняется от нормы, но не стремится (или стремится на словах) к исправлению дефекта поведения.

С другой стороны, принцип осознанности подразумевает не только осознание необходимости поведенческой коррекции и терапии, но и истинное осознание целей изменения. Девиант должен представлять, какого именно поведенческого статуса он стремится достичь в процессе терапии: например, избавления от алкогольной зависимости, коррекции злоупотребления до степени умеренного употребления алкоголя или нормализации семейных отношений за счет изменения отношения супруги к его алкогольному поведению.

Под принципом соответствия (адекватности) понимается выбор специалистом методик психологической коррекции, консультирования и терапии в соответствии с механизмами возникновения поведенческой девиации. В подборе методик можно руководствоваться известными типами девиантного поведения, которые отражают различные пути и механизмы формирования отклоняющегося поведения.

Делинквентное и криминальное поведение, как правило, не требуют специальных психологических методов коррекции, а подразумевают педагогическое и социальное воздействие.

Психопатологический тип девиантного поведения диктует необходимость использования в качестве основполагающей медикаментозной терапии, а патохарактерологичес-кий — сочетания психофармакотерапии с психологической коррекцией и психотерапией. Аддиктивный тип отклоняющегося поведения, или т. н. зависимости, требует применения в основном методов психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.

Принцип целесообразности рассматривает необходимость и обоснованность исправления поведенческой девиации, во-первых, сквозь призму возможных более грубых изменений поведения после терапии; во-вторых, в связи с реальным вредом отклоняющегося поведения.

Известно, что большинство клинических форм отклоняющегося поведения отражает структуру девиантнои личности и купирование одной девиации часто не приводит к гармонизации личности. Вслед за исчезновением у индивида одной разновидности девиантного поведения происходит «заполнение пустоты» другой девиацией. Например, у вылеченных больных алкоголизмом нередко происходит становление сутяжнического, ипохондрического или иных форм девиаций.

Немаловажным является и тот факт, что помощь в исправлении девиантного поведения может и не быть необходимой в случае, если девиация — единственный способ компенсации какого-либо иного дефекта психической деятельности.

Например, при трудоголизме редко можно признать желательным целесообразным применение методов и способов психокоррекции и психотерапии в силу того, что эта разновидность девиантного поведения не носит социально и личностно разрушительного характера.

То же самое относится к типу отклоняющегося поведения, формирующемуся на базе гиперспособностей. Исправление девиаций в данном случае может привести к исчезновению или ухудшению творческих способностей.

Принципы допустимости и гуманности базируются на представлении о необходимости применения в процессе коррекции девиантного поведения лишь тех методик, которые способствуют личностному росту человека, этически и эстетически обоснованы и не могут вызвать психических расстройств.

Недопустимым следует признать применение манипулятивных методик, которые используются без ведома девианта или без полного осознания им сути терапевтического процесса. Кроме того, недопустимым нужно считать формирование в процессе терапии нового мифологического, то есть ненаучного иррационального и искажающего действительность мышления индивида (к таким методикам можно, например, отнести, различные виды «кодирования», базирующиеся на прямом или косвенном внушении клиенту/пациенту ложных умозаключений и убеждений).

Принцип гуманности базируется на признании за человеком (девиантом) права на свободу выбора, уважение. Этот принцип (в соответствии с роджеровским подходом) проявляется в принятии психологом девианта как ценной и уникальной личности, принятии его проблем, сопереживании, эмпатии, искренности и позитивном непредвзятом взгляде на клиента (пациента) во время взаимодействия с ним.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)