Понятие коммуникативной девиации

Коммуникативные девиации, представляющие собой одну из наиболее часто встречающихся и многообразных групп отклоняющегося поведения, требуют психофармакологической поддержки в виде применения транквилизаторов (анксиолитиков), снимающих эмоциональный дискомфорт и тре-вогу, и групповой психокоррекции.

Цель терапии и коррекции коммуникативных девиаций — развитие коммуникативных навыков в сфере компетентности и толерантности. Расстройсва коммуникационных способностей в рамках девиантного поведения наблюдается при аутистическом, конформистском поведении, поведении на базе застенчивости или ревности, социальных фобиях.

Основной метод психологической коррекции перечисленных коммуника-тивных девиаций — групповой социально-психологический тренинг (тренинг общения). Л. А. Петровской предложен перцептивно ориентированный тренинг с использованием следующих принципов:

1) «здесь и теперь»;

2) персо-нификации высказываний;

3) акцентирования языка чувств;

4) активности;

5) доверительного общения;

6) конфиденциальности.

В принцип «здесь и теперь» включается обсуждение и анализ события, происходящего непосредственно в группе в процессе общения.

Принцип персонификации высказываний сводится к отказу от безличных речевых форм, помогающих в повседневном общении скрывать собственную позицию. Принцип акцентирования языка чувств заключается в требовании исключить из процесса общения оценоч-ные категории, заменив их описаниями переживаемых эмоциональных со-стояний.

Принцип активности подразумевает включенность в работу группы обсуждение проблем, формируя в дальнейшем активную позицию в общении с людьми в противовес замкнутости и пассивности. Принципы доверительного общения и конфиденциальности относятся к техническим сторонам тренинга.

К механизмам перцептивно ориентированного тренинга Л. А. Петровская относит: подачу, адекватность, восприятие и информативность обратной связи. В процессе тренинга общения у девианта вырабатывается способность адекватно оценивать и понимать поведение окружающих и самого себя, из-бегать искажений в восприятии мира и самовосприятии.

Один из эффективных методов психологической коррекции и консульти-рования лиц с коммуникативными девиациями — т. н. антиципационнып тре-нинг (В. Д. Менделевич), направленный на развитие способностей к вероят-ностному прогнозированию и, следовательно, адаптивному стилю поведения.

Антиципационный тренинг можно причислить к группе методов психотерапии «здравым смыслом», которые включают в себя, наряду с элементами рациональной психотерапии, становление многовариантного способа осмысления действительности.

Он противопоставляется одновариантному (ригид-ному), являющемуся частью патологического мыслительного паттерна при т. н. неврозопродуцирующей каузальной атрибуции.

Базой личностной позиции при антиципационном тренинге считается «антиципационная состоятельность» — способность человека предвосхищать ход событий, строить процесс прогнозирования на многовариантной гибкой основе, используя прошлый жизненный опыт.

Считается, что гармоничные характерологические черты и свойства личности, а также неврозоустойчивость способны формироваться лишь в случае использования таких принципов антиципационного тренинга, как:

а) отказ от претензий («Мне никто ничего не должен»);

б) отказ от однозначности (при истолкований происходящих событий — «Это может значить все, что угодно»);

в) отказ от фатальности (при истолковании будущих событий — «Все возмож-но»);

г) выработка стратегии «антиципирующего совладания» и «предвосхи-щающей печали» взамен «предвосхищающей радости».

Принцип отказа от претензий — один из основополагающих в структуре антиципационного тренинга. Это связано с тем, что установка долженствования по отношению к происходящему вокруг человека и внутри него приводит к формированию патогенных паттернов осмысления действительности, выражающихся в двух разновидностях экспектаций потенциального невротика: «Мне все должны» или «Я всем должен».

Подобная жизненная позиция приводит к становлению неврозогенного моновариантного или поливариантного типов вероятностного прогнозирования. Сходные закономерности можно обнаружить и при игнорировании принципов однозначности и фатальности.

Суть принципа выработки стратегии «антиципирующего совладания» («пред-восхищающей печали») заключается в изменении ригидной личностной позиции в отношении способов прогнозирования будущих событий и тренинг навыков многовариантного прогнозирования.

Цель изменения ригидной моновариантной личностной позиции пациента достигается в процессе психо-логического консультирования с использованием метода «сократического диалога», демонстрации психотерапевтом фактов связи девиантных форм поведения и невротических расстройств со спецификой прогнозирования жиз-ненных ситуаций.

Упор при этом делается на факт частого расхождения между прогнозами в отношении вероятности возникновения тех или иных ситуаций реально происходившими событиями.

В совместных психотерапевтических беседах (консультациях) психотерапевт производит анализ данных случаев, нацеливаясь на убеждение пациента в том, что отказ от прогнозирования вероятных, но негативных событий в его жизни является устойчивой стратегией и вызывает невротические расстройства и эмоциональный дискомфорт.

Наряду этим, используются методики «контрастирования» и транскультурных кор-реляций. Процесс собственно антиципационного тренинга включает индивидуальные и групповые занятия, во время которых происходит проигрывание (и обсуждение) разнообразных высокоактуальных жизненных событий: измена, развод, увольнение, предательство, смерть близкого, неблагодарность со стороны окружающих и пр.

Во время данных занятий происходит выработка стратегии многовариантного прогнозирования и «антиципирующего совладания», девиз которого — «Надейся на лучшее, но готовься к худшему». В качестве инструментария для антиципационного тренинга используется модифицированный нами тест фрустрационной толерантности Розенцвейга.

В терапии поведенческих девиаций в форме фобического, диссоциативного (конверсионного), ипохондрического поведения, а также отклоняющегося по-ведения в рамках посттравматического стрессового расстройства используется арсенал психотропных препаратов (транквилизаторов, антидепрессантов) и различные методы психологической помощи.

К наиболее эффективным ан-ксиолитикам («противотревожным», «антистраховым» препаратам) при лечении фобий, в частности агорафобического поведения и панического расстройства, относят:

диазепам, или седуксен, или реланиум (в дозе до 30 мг в сутки), ксанакс, или альпразолам, или кассадан (до 2 мг в сутки), транксен, или клоразепат (до 50 мг в сутки), феназепам (до 10 мг в сутки). При купиро-вании контрастных навязчивостей эффективен нейролептик терален (в дозе до 50 мг в сутки) и сонапакс (до 80 мг в сутки).

В комплексную терапию соци-альных фобий рекомендуют включать антидепрессанты: аурорикс (до 400 мг в сутки), коаксил (до 40 мг в сутки).

Психофармакотерапия ипохондрических непсихотических расстройств, формирующих ипохондрическое поведение, ориентирована на использование нейролептиков (сонапакс, терален, френо-лон) и транквилизаторов (мебикар, феназепам).

В терапии посттравматического стрессового расстройства приоритет отдается антидепрессантам (амитриптиллину, коаксилу, феварину, паксилу, азафену, леривону), солям лития и финлепсину.

При фобическом поведении эффективными считаются методы поведенческой и когнитивной психотерапии, при диссоциативном — суггестия, при посттравматическом стрессовом расстройстве — гештальттерапия.

В рамках когнитивно-поведенческого направления психотерапии используются техники «десенсибилизации», «парадоксальной интенции». Суггестивные воздействия осуществляются в гипнозе. Техника гештальт психотерапии направлена на «разблокирование осознания» путем завершения незавершенных ситуаций, наиболее полного и интенсивного выражения незавершенных чувств (катарсические техники).

 

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)