Психологическое консультирование

Консультирование в процессе оказания психологической помощи лицам отклоняющимся поведением подразумевает совместное обсуждение врача, клинического психолога, с одной стороны, и пациента или клиента — с другой, возникших у человека проблем, возможных вариантов их преодоления и профилактики, а также информирование индивида о его индивидуально-психологических качествах, специфических типах реагирования, методах само-регуляции.

Консультирование направлено на выработку активной позиции человека по отношению к психологическим проблемам, фрустрациям и стрессам с целью обучения способам восстановления или сохранения эмоционального комфорта в критических жизненных ситуациях.

Диагностический процесс в структуре психологического консультирования включает клиническое интервьюирование и использование батареи экспериментально-психологических методик для определения особенностей функционирования психических процессов и параметров индивидуальности.

Существенным при консультировании в практическом отношении является процесс информирования человека об объективных параметрах его психической деятельности и свойствах индивидуальности, а также обучение способам психической саморегуляции.

Информирование клиента представляет довольно деликатный и сложный процесс, поскольку предполагает не только беспристрастное приподнесение фактов, но и учет возможных реакций человека на информацию о себе. Существует несколько стратегий информирования, принципиально различающихся степенью использования оценочных категорий, фокусировкой и используемой терминологией.

Учитывая тот факт, что клинический психолог или врач-психотерапевт получает в процессе обследования клиента (пациента) достаточно большое количество объективных данных, возможна различная фокусировка при информировании.

Можно фиксировать внимание на:

а) явных отклонениях функционирования организма и психики;

б) всех имеющихся отклонениях;

в) отклонениях, которые индивид способен осмыслить и изменить;

г) всем спектре проявлений — и нормальных, и аномальных;

д) нормативных при-знаках и проявлениях.

Известны три подхода при фокусировке внимания и информировании человека: оптимистический, пессимистический и нейтральный. Одна и та же информация может быть воспринята как положительная, отрицательная или индифферентная.

Классическим примером может служить информирование о количестве жидкости в стакане воды:

1) стакан наполовину полон,

2) наполовину пуст или

3) жидкость в стакане занимает половину объема.

Возможен выбор различных объектов фокусировки внимания чело-века в процессе оказания психологической помощи. Это могут быть отдельные функции или деятельность всего организма и личности («У вас качествен-но нарушен процесс мотивационного опосредования деятельности и изменена иерархия ценностей» или «У вас отмечаются существенные отклонения в поведении вследствие акцентуаций характера и нарушения волевой регуляции деятельности»).

В процессе информирования отмечается различный подход не только к фокусировке, но и к описанию и оценке выявляемых в процессе интервьюирования и диагностики клинических феноменов. Возможны оценочный и описательный подходы.

В первом случае информирование включает оценочные категории (адекватный — неадекватный, нормальный — патологический, здоровый — больной, дефектный и т. д.). Во втором психолог или врач при ин-формировании старается избегать оценочных категорий и ориентируется лишь на описание клинических феноменов, предоставляя в случае необходимости многовариантность истолкования полученных фактов.

Существенным фактором в процессе информирования является также ис-пользуемая клиницистом (психологом или врачом) терминология. Он может применять специфическую научную терминологию и даже жаргон («разно-плановость мышления», «использование каузальной атрибуции» и пр.), не-понятные обследованному, или, учитывая языковые и иные параметры клиента, делать заключение на обыденном языке.

В первую очередь клиент или пациент приобретает знание способов психологической защиты. Суть их заключается в сохранении баланса между внешними силами, действующими на человека, и внутренними ресурсами. Выделяют следующие варианты психологических защитных механизмов: рационализация, проекция, вытеснение, идентификация, компенсация, гиперкомпенсация, фантазирование, доминирующие идеи (М. Ярош).

Рационализация — стремление к самооправданию, поиск причин и мотивов своих поступков во внешней среде. Обвинение, например окружающих людей, в возникновении болезни или психологической проблемы.

Больной при этом старается найти максимально убедительные и правдоподобные доказательства внешней обусловленности его болезненных высказываний и неадекватных поступков, стремясь сознательно или подсознательно уйти от признания тягостного факта развития у него болезни или отклонений поведения.

Проекция — приписывание другим неблагоприятных черт своего характера. Такой механизм личностной зашиты наиболее часто отмечается у пациентов с пограничной психической патологией (при личностных и невротических расстройствах, поведенческих девиациях).

Больной осознанно или неосознанно старается создать у врача впечатление, что его болезненный срыв является следствием отрицательных черт характера близких ему людей.

Вытеснение — проявляется в забывании, игнорировании очевидных фактов неправильного поведения или симптомов болезни, вплоть до полного их непризнания. Наиболее ярко выражается при истерических расстройствах — пациент часто не помнит наиболее неприятные и тяжелые для него события.

Идентификация — достижение внутреннего психического успокоения путем сопоставления, идентификации себя с кем-либо другим (например, со своими детьми — желание, чтобы они достигли в жизни того, чего он не достиг сам).

Компенсация основана на стремлении к достижению успеха в какой-то области и, таким образом, к компенсации неудач в другой области, вызванных, например, недостаточными физическими способностями, отсутствием дарований, дефектом речи (например, усиленные занятия музыкой, чтобы чем-то отличаться от кого-то и привлечь к себе внимание).

Гиперкомпенсация — стремление к достижению успеха и чувства значимости именно в той области, которая до сих пор была наиболее трудной (физически слабый человек с помощью интенсивных тренировок старается быть самым сильным в каком-либо виде спорта, робкий и трусливый прикрывается напускной развязностью и грубостью, лживый стремится убедить других и отчасти даже сам убежден в своей исключительной честности).

Фантазирование проявляется в виде воображения исполнения неосуществимых желаний или успешного разрешения какой-то тягостной ситуации, идентификации себя с каким-то литературным или былинным героем. Оно способствует снижению тягостного внутри психического напряжения, вызванного жизненной неудачей или болезнью.

Доминирующие, или сверхценные, идеи — убеждения с сильным эмоциональным зарядом, которые принимаются за самые важные в жизни и служат мотивационным стимулом к достижению какой-то определенной цели, несмотря на возникающие трудности. При этом собственные неудобства и наносимые окружающим обиды не принимаются в расчет.

Усвоение индивидом знаний о механизмах психологической защиты способно сформировать новый взгляд на собственную психику, закономерности особенности психического реагирования в стрессовых ситуациях; изменить эти представления, если они оказываются неприемлемыми после соответствующего анализа.

Таким образом, в процессе консультирования и получения информации о методах психологической защиты человек сам сможет выбрать из предлагаемых вариантов подходящие ему.

При консультировании не происходит навязывания клиенту или пациенту единственно верного пути решения межличностных или внутриличностных проблем, а дается многовариантный обзор возможного поведения. В отличие от психокоррекции и психотерапии, выбор способа разрешения проблем или личностной трансформации остается за индивидом.

Психологическое консультирование используется при любых психологических проблемах человека как начальный этап терапии и «реконструкции личности». Нередко его использование сочетается с применением психокоррекции и психотерапии.

Специфической мишенью консультирования являются психологические феномены, обусловленные кризисами идентичности иными мировоззренческими проблемами, а также коммуникационные девиации. В сфере анализа и оценки мировоззренческих кризисов, экзистенциальных проблем применение психокоррекции или психотерапии считается необоснованным и малоэффективным.

Единственная возможность оказать действенную психологическую помощь человеку в период экзистенциального кризиса, не сопровождающегося выраженными психопатологическими проявлениями, — психологическое консультирование, которое предполагает совместный (клиента и психолога) поиск истины, рассмотрение философских вопросов бытия, жизни и смерти с различных точек зрения, а также эмоциональную поддержку.

При этом следует учитывать, что выбор способа действия в таких условиях остается за индивидом.

Классический пример столкновения различных видов психологического воздействия — суицидальные намерения индивида, обусловленные межличностным или внутриличностным конфликтом.

После исключения психопатологических (неосознанных или болезненных) мотивов стремления человека к совершению суицида клинический психолог или психотерапевт, как правило, могут выбрать три известных пути психологического воздействия на человека: «путь консультирования», «путь психокоррекции» и «психотерапевтический путь».

Выбор пути будет основываться в первую очередь на теоретических предпочтениях и понимании механизмов суицидального по-ведения, тогда как индивидуально-психологические особенности потенциального суицидента могут вообще не рассматриваться.

В силу теоретических (мировоззренческих и профессиональных) воззрений психолог может выбрать либо консультирование с использованием совместного обсуждения экзистенциальных вопросов и переноса ответственности за принятие решения на самого клиента;

либо психокоррекцию, в условиях которой станет заниматься тренингом, направленным на поддержание нацеленности на сохранение жизни с помощью системы искоренения «неправильного мировоззренческого настроя» на смерть;

либо психотерапию, при которой будет рассматривать суицидальные мысли и намерения как патологию, требующую купирования, например, суггестией.

Мишенью психологического консультирования являются также межличностные конфликты: развод, измена, увольнение, наказание и другие, которые рассматриваются индивидом сквозь призму мировоззренческих и нравственных проблем.

Внешние психотравмирующие события трактуются человеком как безнравственные и вызывают к жизни принципиальные вопросы бытия — справедливости, верности, доверия и др.

Следовательно, и в этих случаях наиболее адекватным следует признать применение психологического консультирования и отдать ему предпочтение по сравнению с другими методами психологического воздействия.

Сходный процесс происходит и при возникновении соматического заболевания. Оно также требует не коррекции или терапии, но в первую очередь консультирования.

Наиболее известные методики, относящиеся к способам психологического консультирования, — это рациональная психотерапия (П. Дюбуа), логотера-пия (В. Франкл), психология самореализации (А. Маслоу), позитивная психотерапия (Н. Пезешкиан), когнитивная терапия (А. Бек), рационально-эмотивная психотерапия (А.Эллис), психотерапия «здравым смыслом», ан-тиципационный тренинг.

Несмотря на то что в названии методик присутствует термин «психотерапия», фактически данные методики следует признать консультативными.

Это связано, во-первых, с тем, что психологическая помощь оказывается посредством влияния на мировоззрение; во-вторых, с тем, что основным методом является метод информирования клиента и, в-третьих, из-за «терапевтической мишени» — в данном случае мировоззрения и миро-понимания человека и вторично — психологических проблем и невротических симптомов.

К отечественным методикам, которые также следует при-числить к консультативным, в первую очередь относится т. н. патогенетическая реконструктивно-личностная психотерапия, основанная на теории отношений личности В. Н. Мясищева.

Основная задача патогенетической психотерапии — информирование пациента или клиента с целью:

  • осознания мотивов своего поведения, особенностей своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;
  • осознания неконструктивного характера ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;
  • осознания связи между различными психогенными факторами и невротическими (психосоматическими) расстройствами;
  • осознания меры своего участия и ответственности за возникновение конфликтных и психотравмируюших ситуаций;
  • осознания более глубоких причин своих переживаний и способов реагирования, коренящихся в детстве, а также условий формирования своей системы отношений;
  • научения пониманию и вербализации своих чувств;
  • обучения саморегуляции.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)