Профессиональные варианты девиантного поведения

Как было показано в предыдущих главах, на становление поведения, отклоняющегося от разнообразных норм, на его клинические проявления, закономерности и особенности формирования оказывают влияние этнокультурные, тендерные, возрастные параметры. В ряду значимых параметров особое место занимает профессия человека.

Это связано в первую очередь с существованием такого понятия, как психология профессии, или психология профессионала в той или иной области, согласно которой для достижения профессионального успеха необходим строго определенный набор индивидуально-типологических качеств.

Личность, выбирающая ту или иную профессию, в начале «трудового пути» должна обладать специфическими психологическими качествами, для того чтобы не оказаться профнепригодной. Затем законы корпоративности начинают предъявлять свои требования и навязывать индивиду оригинальный профессиональный стереотип поведения, отклонения от которого могут блокировать профессиональный рост.

В крайних своих проявлениях в процессе длительного занятия какой-либо профессией могут формироваться профессионально значимые «опознавательные» личностные черты, отличающие представителя одной профессии от другой, навязывающие общественные ожидания изменений психики улиц, связанных с определенным видом деятельности.

Таким образом, влияние профессии на отклоняющееся поведение индивида может быть двояким:

  • профессия способна заострять те или иные имевшиеся индивидуально-психологические особенности человека, формировать у него типичный психологический портрет, выражающийся в строго заданном поведенческом стереотипе, нередко носящем девиантный характер;
  • профессия может оказывать влияние на формирование известных девиаций поведения в силу влияния интенсивности, рискованности, специфичности, темповых и иных особенностей профессиональной деятельности.

Под профессиональной поведенческой нормой понимается модель поведения, система предписаний, которые должен усвоить соответствующий индивид, чтобы его признали типичным представителем определенной профессии.

Не всегда диктуемая профессиональной группой норма, выраженная в стереотипах поведения, может быть признана гармоничной или норматив-ной с точки зрения общепринятых норм права, нравственности и эстетики. Попадая в профессиональную группу, человек начинает поддаваться групповому влиянию и для того, чтобы встроиться в коллектив («стать своим»), что-бы быть успешным и компетентным, он начинает усваивать регламентацию деятельности профессионала не только в производственных условиях, но и в иных сферах жизни.

Таким образом, в профессиональную поведенческую норму следует включать следующие особенности и стереотипы деятельности (стиля):

1)стиль профессиональной деятельности (активность— пассивность, быстрота — медлительность (обстоятельность и тщательность), эмоциональная отрешенность (устойчивость) — чувствительность (эмпатийность), ответственность);

  • стиль взаимоотношений с партнерами (клиентами, пациентами и пр.) в профессиональной деятельности;
  • стиль взаимоотношений с коллегами по работе (субординация);
  • коммуникативный стиль вне профессиональной среды (коммуникативная толерантность и компетентность).

Стиль профессиональной деятельности отражает специфику рода занятий и профессиональную значимость индивидуально-типологических качеств. Формирование поведенческих стилей, типичных для представителей различных профессий, нередко связано с особенностями самой профессиональной деятельности.

По мнению С. Осипова, можно выделить шесть родов деятельности, предъявляющих отличные друг от друга требования к стилям поведения и индивидуально-психологическим характеристикам работника:

Практический род деятельности характерен, например, для профессии фермера, водителя и подразумевает наличие таких качеств, как несоциализированность, зрелость, маскулинность, экстравертированность, настойчивость.

Исследовательский род деятельности, типичный, например, для химика, биолога, предполагает обладание такими качествами, как несоциализированность, маскулинность, интровертированность, самодостаточность, настойчивость.

Общественный род деятельности, приписываемый учителям, социальным работникам, диктует необходимость обладания такими качествами, как живость, предприимчивость, консервативность, фемининность, социализированность.

Традиционный род деятельности, считающийся атрибутом книготорговцев, банковских служащих, включает в себя качества конформности, консервативности, маскулинности, нескромности, экстравертированности и ответственности.

Художественный род деятельности (музыканты, актеры) характеризуется наличием таких качеств, как незрелость, утонченность, параноидность, интровертированность.

Помимо перечисленных, к профессионально значимым качествам, которые способны приводить к формированию отклоняющегося поведения, могут относиться:

  • активность (в крайних степенях — агрессивность), которая может быть важной для работников правоохранительных органов, спортсменов — представителей контактных видов спорта; самоотдача (жертвенность), значимая для спасателей, врачей;
  • тщательность, аккуратность, обстоятельность (педантизм), типичные для бухгалтеров, банковских и медицинских работников, учителей и др.
  • стили взаимоотношений с партнерами (клиентами, пациентами и пр.)
  • процессе профессиональной деятельности включают авторитарный или демократический паттерн поведения.

При авторитарном (доминирующем) стиле профессионал склонен брать всю полноту отвественности за результативность деятельности на себя, формируя при этом неравноправные отношения. Подобный стиль способствует возникновению отклоняющихся качеств бескомпромиссности, заносчивости, паттернализма, неэмпатийности, жесткости, бесцеремонности и др.

Нередко авторитарный стиль взаимоотношений с партнерами выбирают врачи, учителя, руководящие работники. Однако следует отметить социокультурное влияние на данный процесс (т. н. «советский стиль руководства»). Демократический стиль взаимоотношений подразумевает истинно партнерские отношения, то есть наличие таких качеств, как учтивость, обходительность, эмпатийность, рефлексивность и пр.

К стилям взаимоотношений с коллегами по работе относят в первую очередь специфику субординации, характер подчинения нижестоящих вышестоящим. Возможно существование четкой иерархии и строгого подчинения од-них другим, а также «командная работа», подразумевающая партнерские отношения.

Коммуникативный стиль вне профессиональной среды наиболее значим для оценки нормативности и девиантности поведения человека, представителя той или иной профессии, поскольку отклоняющееся поведение часто можно отметить и диагностировать лишь вне профессиональной деятельности чело-века (при вовлеченности в нее поведенческие аномалии не распознаются и не расцениваются в качестве таковых).

Важными характеристиками коммуникативного стиля считаются коммуникативная компетентность и толерантность. Первая предопределяет наличие способности точно понимать психическое состояние участника взаимодействия, учитывать его; вторая отражает переносимость общения и терпимость по отношению к собеседникам, их мнениям, поведению.

Особая разновидность девиантного коммуникативного стиля вне профессиональной среды — т. н. «профессиональный кретинизм», под которым понимается стиль поведения индивида и осмысления им действительности сквозь призму собственной профессии.

При этом человек не способен отвлечься от профессиональных знаний и стереотипов поведения и начинает использовать их в повседневной жизни. Показательные примеры — оценивающее (диагностирующее) поведение психиатра вне психиатрической больницы и командирский стиль военного при общении с женой и детьми.

Специфические профессиональные варианты отклоняющигося поведения могут наблюдаться у представителей разных профессий. Чаще других в этом ряду отмечают профессии врача, политика, педагога, спасателя, модели (манекенщицы), военного и представителей творческих специальностей.

Поведенческие стереотипы медицинского работника (в первую очередь вра-ча) имеют общие характеристики и специфические оттенки у представителей разных медицинских дисциплин. Наиболее существенные из них — способность к эмпатии и стиль общения. Описано четыре психологических типа врача, составляющих альтернативные пары: «сопереживающий» или «эмоционально нейтральный», «директивный» или «недирективный» (В. А. Ташлыков).

В понятие «сопереживающего» типа врача включают такие качества, как спо-собность глубоко понять и вчувствоваться в проблемы пациента, эмпатировать, сопереживать совместно с больным колебания его состояния, разделять его психологические проблемы, нередко принимать концепцию болезни, выдвинутую пациентом.

Тип врача, называемый «эмоционально нейтраль-ным», подразумевает сочетание таких качеств, как эмоциональная дистанцированность врача от глубинных проблем пациента, ориентация на симптомы, нежелание поддерживать пациента в его «субъективных» эмоциональных кризисах с ориентацией на технократический подход к лечению.

Под «директивным» психологическим типом врача понимается врач, выступающий в роли учителя, указующего, как следует поступать и что делать в ситуации болезни. «Директивный» врач не склонен дискутировать с пациентом на профессиональные темы. Он выстраивает неравноправные взаимоотношения, определяя себе более значимую роль.

В своей деятельности он руководствуется паттерналистской моделью медицины, которая рассматривает взаимоотношения врача и пациента как отношения учителя и ученика, родителя и ребенка. «Директивный врач» исключает ситуацию, когда пациент может сомневаться в его возможностях, негативно относится к перепроверке диагнозов у иных врачей, склонен обижаться и негативно эмоционально реагировать на пациента в случаях критики его действий.

«Недирективный» психологический тип врача противоположен «директивному». Он включает ориентацию на партнерство, в отличие от ориентации на руководство, склонен принимать к рассмотрению точку зрения больного как при диагностике, так и при выборе методов и способов терапии.

Специфичной для медицинских работников является девиация поведения, называемая «синдромом эмоционального выгорания». Подобное поведение связано с профессиональной деятельностью, необходимостью ежедневно, ежечасно сталкиваться с ситуациями, характеризующимися повышенной эмоциональной насыщенностью (смерть, страдания), приписыванием ответственности за жизнь человека и его здоровье, интенсивным уровнем труда.

Все перечисленные условия работы медицинского работника указывают на повышенный психотравмирующий характер его деятельности. Изменения личности в виде девиантного поведения с признаками эмоционального выгорания проявляются в эмоциональной черствости, безразличии к результатам собственного труда, пессимизме, снижении чувства опасности и ответственности, агрессивности и раздражительности, психосоматических проблемах.

Данной разновидности отклоняющегося поведения в большей степени подвержены врачи и медицинские сестры хирургического профиля.

Стиль поведения и внешности типичного психиатра описывают обычно так: «Он худощав и бледен, волосы взъерошены, на глазах очки с темными стеклами. Движения его порывисты. Но самое примечательное — это вежливо-рассеянная улыбка, которая не сходит с его лица при разговоре. Он как будто и не слышит, о чем говорит собеседник, но «держит улыбочку». Голос его вкрадчив и мягок.

Со всеми он разговаривает как с малыми шаловливыми детьми, поучая и журя за проступки». Так или примерно так видится психиатр большинству окружающих его людей. Можно предположить, что во многом подобная характеристика является ожиданием, основанным на страхе и предвзятом отношении.

Однако несомненно, что и в реальности высока вероятность формирования девиаций поведения работника психиатрической больницы, что обусловлено как фактом выбора профессии психиатра людьми с определенными характерологическими особенностями, так и спецификой трудовой деятельности.

Как показывают социологические исследования, многие люди убеждены, что психиатры «в большинстве своем своеобразные люди», отличающиеся повышенной эмоциональностью, артистизмом и экстравагантностью поведения. На понимание медиками, работающими в психиатрических учреждениях, проблем душевнобольных могут пролить свет данные следующего исследования «симпатической дистанции», проведенного петербургскими и берлинскими учеными несколько лет назад.

«Симпатическая дистанция» определяет степень готовности к контакту медиков с бывшими пациентами психиатрической больницы. Этот параметр проясняет многое в личности и поведении психиатра. Так, из одиннадцати предложенных утверждений на первое место психиатрами было поставлено следующее: «Они (бывшие пациенты) могли бы быть моими лучшими друзьями».

И далее: «Я не провожу различий между ними и психически здоровыми людьми», «Я мог бы открыть им свою душу», «Я мог бы проводить с ними свое свободное время», «Я мог бы провести с ними отпуск», «Я мог бы пригласить их к себе в гости».

Завершили этот ряд утверждения с оттенком негативного отношения к бывшим пациентам, лечившимся в психиатрической клинике, разделявшиеся немногими врачами: «Я не стал бы обсуждать с ними важных проблем», «Я не доверил бы им выполнение ответственных заданий», «Я уволился бы, если бы мне пришлось работать с ними вместе», «Я не выпускал бы их на свободу», «Я за-претил бы им иметь детей».

Данные изучения симпатической дистанции отражают высокий уровень сопереживания, понимания большинством врачей-психиатров страданий душевнобольных. Сравнивая данный стереотип поведения со стереотипом большинства людей и медиков-непсихиатров, можно отметить существенные различия.

Традиционный (нормативный для общества) стиль взаимоотношений с душевнобольными таков. Большинство обывателей (средних, обычных людей) считает, что нужно ввести запрет иметь детей душевнобольным и даже использовать принудительную стерилизацию. Около 70% людей считают, что льготы, которые имеют душевнобольные в связи с заболеванием, необходимо уменьшить и даже упразднить. В основе их поведения лежит непонимание и страх.

Особые формы поведения (в том числе отклоняющегося), по результатам многочисленных исследований, считаются типичными для врачей-гинекологов. Их поведению приписывается отсутствие чувства стыдливости, цинизм, неэмпатичность, маскулинность, что при определенных условиях может быть расценено как девиация поведения.

К девиантным стереотипам поведения политика причисляют авторитарность, лживость, склонность к демагогии, отказ от близких эмоциональных отношений с людьми (отсутствие друзей), трудоголизм, властолюбие, неразборчивость в средствах достижения цели, грубость, склонность к интригам, эмоциональная холодность, повышенная требовательность к себе и окружа-ющим, стрессоустойчивость.

Некоторые исследования доказывают роль темпераментальных (психофизиологических) свойств в становлении черт по-литика, в частности повышенной импульсивности, сниженной эмоциональности (чувствительности), активности (эргичности), особенностях темповых психофизиологических характеристик (в частности, ритме сна и бодрствования, длительности периодов активности и пассивности). Особое значение в психологическом портрете политика придается волевым характеристикам и особенностям функционирования мнестических процессов.

К типичным девиациям могут относиться гиперактивность и гипермыезия. Первый феномен характеризуется излишней активностью, которая способна сформировать такие поведенческие девиации, как алкогольное поведение, сверхценные увлечения, связанные с рискованной деятельностью (экстремальные виды спорта, гемблинг), сексуальные девиации.

Второй выражается в повышен-ной способности запоминать и сохранять в памяти огромное количество информации (событий, имен), что в рамках девиации способствует формированию качества злопамятности.

Важное значение в становлении отклоняющегося поведения политического деятеля могут иметь понятия статусного поведения и Я-концепции. Статусное поведение определяется стремлением политика соответствовать занимаемой должности, играть роль, что внешне нередко проявляется неестественностью, нарочитостью, склонностью к патетике и театральности.

Как правило, само-оценка политика оказывается завышенной, именно поэтому в истории чело-вечества нередки описания диктаторского поведения, основанного на чувстве собственной уникальности, непревзайденности и преувеличении собствен-ных возможностей, иногда до идей величия и могущества.

Если исходить из компенсаторной концепции власти А. Адлера, то в формировании девиаций поведения политического деятеля следует искать не психофизиологические, психологические корни — комплекс неполноценности, вызванный детски-ми психическими травмами.

Стереотипы поведения педагогов (преподавателей) базируются на норма-тивах подобного рода деятельности. К ним относятся строгие требования к внешности (необходимость выглядеть «подобающим образом», консерватизм одежде), нравственному контролю собственного поведения (необходимость «не посрамить статус педагога»), эстетические требования (аккуратности, опрятности, чистоплотности), а также пунктуальность, педантизм, организованность, обязательность.

Специфичной для профессии педагогов поведен-ческой девиацией считается сентенционное поведение. Оно характеризуется склонностью к нравоучениям не только в рамках профессиональной деятельности, но и вне ее (в собственной семье, во взаимоотношениях с родственниками, соседями, в обществе).

При этом человек стремится учить всех и вся, склонен к критике и предъявлению советов. Его поведенческий стиль отличается паттернализмом, желанием быть покровителем, оберегать окружающих его людей от неправедных и опасных для них самих поступков.

Помимо сентенционного, для педагогов типична девиация, обозначаемая как консервативное поведение. Она нередко сочетается с первой и выражается

  • шаблонности, неизменности (на протяжении многих лет) стиля внешней самопрезентации (отказе от требований моды), консерватизме мировоззре-ния, политических взглядов с ориентацией на устойчивые традиции.
  • типичным поведенческим девиациям для профессии военнослужащего относят т. н. командное (командирское) поведение. Оно характеризуется переносом традиций военной дисциплины на взаимоотношения с близким окружением офицера. Отклоняющееся поведение включает повышенную требовательность к себе и окружающим в отношении выполнения обыденных дел.
  • его основе лежит чрезмерная дисциплинированность, четкое следование распорядку, графику, последовательности деятельности. Данный вид девиации предполагает наличие эпилептоидных черт характера: пунктуальности.

Особые разновидности девиантного поведения выявляются улиц творческих профессий (художников, писателей, артистов), относящих себя к узкому кругу людей, называемому «богемой». В отличие от иных, творческие профессии не предполагают стереотипного, регламентированного труда, построены на вдохновении, а не на ремесле.

Корпоративные интересы, так же как и других профессиях, диктуют нормативные особенности поведения, однако следует отметить, что понятие индивидуальной обособленности и уникальности характерно для этой группы в значительно большей степени.

В иерархии поведенческих ценностей на первом месте стоят самобытность, нетрадиционность, нетривиальность, эмоциональная насыщенность, артистизм, изысканность, утонченность, приверженность изменениям моды, избранность (обладание «искрой Божьей»).

Вследствие приверженности к перечисленным выше ценностям отклоняющееся поведение человека творческой профессии может носить оттенок нарциссизма. В поступках преобладающими становятся «жажда признания», исключительность, самолюбование, сочетаемые с грандиозным чувством собственной значимости, талантливости, одаренности, непревзайденности, а также ревностное отношение к успехам «соратников по цеху» и завистливость.

Одной из разновидностей нарциссического поведения представителей творческих профессий является рекламное поведение, заключающееся в стремление демонстрировать и презентовать результаты собственной деятельности в любой ситуации и перед любой аудиторией, не считаясь с интересами, образовательным и культурным уровнем слушателей и зрителей («феномен метания бисера перед свиньями»), склонность к неконструктивной критике деятельности конкурентов.

 

Характерным для анализируемой профессиональной группы считается девиация, носящая название снобистского поведения. Суть его заключается в выражении презрения к манерам, стилю и особенностям поведения других людей. Снобистское поведение характеризуется убежденностью человека в том, что именно его стиль деятельности, результаты творчества являются истинно модными, новыми, уникальными и заслуживающими поощрения.

Сноб внешне мало интересуется тем впечатлением, которое могут произвести на окружающих плоды его работы. Однако фактически он чуток к мнению со стороны, в первую очередь его референтной группы, которую он считает уникальной.

Нередко лицам творческих профессий присуще отклоняющееся поведение, основанное на эзотерическом мировоззрении. Они склонны в большей степени доверять интуиции, а не разуму, чувствам, а не фактам.

Подобное поведение способствует формированию сверхценных увлечений различными нетрадиционными религиозными учениями, экстрасенсорикой, поиском идолов, ритуализацией. Нередко оно сочетается с девиантным поведением в виде «паранойи здоровья» — сверхценного увлечения оздоровительными мероприятиями, гарантирующими «излечение от всех болезней».

Представленность известных клинических форм девиантного поведения у лиц разных профессий имеет свою специфику. Существует точка зрения, что подверженность отклоняющемуся поведению возрастает по мере увеличении профессиональной деятельности творческого начала.

Креативность нередко способствует формированию аддиктивного типа девиантного поведения, поскольку творчество предполагает «жажду острых (новых) ощущений», являющуюся характерной для аддикций.

Исходя из этого, можно говорить о том, что подавляющее большинство классических девиантных форм поведения чаще встречается у лиц творческих профессий, а гармоничность и нормативность поведения — у представителей тех профессий, в которых доля творчества минимальна.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)