Процесс налогового планирования на предприятии

Процесс налогового планирования состоит из взаимосвязанных элементов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налогового бремени обязательств.

Это связано с тем, что управленческие и аналитические процедуры налогового планирования сугубо индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта.

Укрупненно процесс налогового планирования на предприятии включает в себя следующие стадии, представленные на рис. 2.5.

Процесс налогового планирования на предприятии

На стадии I «Принятие решения о налоговом планировании» любой субъект экономической деятельности должен быть осведомленным в общих вопросах налогообложения своей планируемой деятельности и принять решения о необходимости проведения управленческих и аналитических процедур по налоговому планированию.

На стадии II «Стратегическое налоговое планирование» управленческая работа осуществляется, как до регистрации предприятия, так и на постоянной основе после регистрации в ходе осуществления своей хозяйственной деятельности.

Любой хозяйствующий субъект должен рассмотреть общие вопросы налогообложения еще до регистрации своего предприятия и начала своего функционирования. По существу, это вопросы стратегического налогового планирования.

В рамках такого планирования (до регистрации предприятия) можно выделить три укрупненных последовательных этапа:

  • появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем. Например, если будущая деятельность предприятия входит в перечень видов деятельности, подлежащих налогообложению по упрощенной системе (гл. 26.2 НК РФ), то целесообразно воспользоваться этой налоговой льготой в целях сокращения затрат как на налоговые платежи, так и на организацию и ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии. Если предполагается деятельность, связанная с производством сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных угодьях и реализацией этой продукции, то следует на первом этапе рассмотреть возможность перехода на специальный налоговый режим в виде единого сельско- хозяйственного налога (гл. 26.1 НК РФ). Тем самым в будущем обеспечивается значительное снижение налогов на законных основаниях;
  • выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и офисных помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов. Здесь необходимо рассматривать регионы РФ с особенностями регионального налогообложения, особые экономические зоны, а также оффшорные территории;
  • выбор организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица;
  • определение соотношения различных форм с возникающими при этом налоговыми режимами.

Стратегическое налоговое планирование после регистрации предприятия нацелено:

  • на организацию финансовой деятельности предприятия, прежде всего, формирование уставного капитала предприятия. Участие государства в уставном капитале в размере более 25 % ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно НК РФ и ГК РФ, при наличии доли одного из участников в размере более 25 % возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам. Важное значение имеет не только размер, но и способ формирования уставного капитала. Например, внесение имущества в уставной капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество;
  • окончательное решение вопроса и подача заявлений на предоставление налоговых льгот на основе тщательного анализа предоставляемых законодательством налоговых льгот и оценки возможностей их применения;
  • формирование стратегии и налоговой политики предприятия;
  • разработку учетной политики для целей налогообложения;
  • формирование системы договорных отношений предприятия;
    закрепление обязанностей по проведению процедур налогового планирования за соответствующими подразделениями и ответственными лицами предприятия.

На стадии III «Текущее налоговое планирование» предполагается реализация разработанной налоговой политики предприятия. В зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним, все факторы хозяйственной деятельности и ее налогообложения учитываются при моделировании налогового бремени предприятия на оптимальном для него уровне.

В рамках текущего налогового планирования можно выделить четыре укрупненных последовательных этапа:

  • использование налоговых освобождений и льгот по налогам с учетом изменения законодательства с целью оперативного реагирования на них, включая реорганизацию. На этом этапе формируются документы:
  • налоговое поле предприятия, представляющее собой сводную таблицу, в котором описываются элементы каждого уплачиваемого предприятием налога, а также план возможных к применению налоговых льгот. Налоговое поле является основой для среднесрочных и текущих планов налоговых платежей и налоговых календарей;
  • налоговый паспорт предприятия, основными разделами которого могут выступить следующие:
  • общая характеристика предприятия;
  • основные показатели деятельности;
  • сведения о счетах в банках;
  • показатели, используемые для расчета налогов и сборов;
  • данные о налоговых проверках;
  • динамика задолженности по налогам и сборам;
  • показатели эффективности налогового планирования;
  •  использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности. На данном этапе предусматривается с учетом уже сформированного налогового поля формирование договорного поля предприятия, включающего в себя возможные формы договоров: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и др. Проводится анализ разработанной системы договорных отношений и детально анализируются налоговые последствия каждой из планируемых сделок;
  • предусматривает выполнение следующей последовательности операций:
  • подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять;
  • разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок. Из них выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и (или) налоговых проводок;
  • из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков, осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;
  • определяются альтернативные способы учетной политики на предстоящий год;
  • предполагает непосредственно организацию и ведение налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов.

На стадии IV «Оперативное налоговое планирование» осуществляется фактическая хозяйственная деятельность и оперативное управление налогообложением на предприятии включает в себя следующие процедуры:

  • составление налоговых календарей;
  • расчет, анализ и управление налогооблагаемыми базами по различным группам налогов;
  • составление планов налоговых платежей;
  • составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии управленческих решений;
  • определение оптимальной формы сделки на стадии заключения договоров на основе анализа налоговых последствий текущих операций;
  • рациональное размещение активов и прибыли предприятия.

На стадии V «Оценка эффективности налогового планирования» необходимо проведение следующих процедур:

  • установление величины отклонений фактических результатов от плановых, анализ причин выявленных отклонений; определение показателей, характеризующих разработанные методы;
  • корректировка действующей системы налогового планирования;
  • оценка риска в налоговом планировании.

На практике встает вопрос о том, как оценить эффективность деятельности подразделения налогового планирования; в частности, использовать следующие показатели:

  • уровень налоговой нагрузки;
  • эффективная ставка по наиболее значимым налогам;
  • суммы недоимок и санкций по результатам налоговых проверок;
  • оперативность и полнота возврата НДС при экспорте;
  • количество налоговых рисков и оценка качества работы с ними;
  • степень лоббирования интересов в госорганах.

Процесс организации налогового планирования в каждой компании устроен по-разному. Как правило, это функция финансового директора или заместителя руководителя по экономике. Финансовый директор осуществляет налоговое планирование лично или через специально созданный отдел. Иногда в компании создается специальное налоговое подразделение, на которое возлагаются как функции составления налоговых расчетов, налогового учета, так и функции налогового планирования.

В некоторых компаниях, в которых нет должности финансового директора, функция налогового планирования может осуществляться главным бухгалтером. Это не самый лучший вариант, поскольку, как правило, главный бухгалтер имеет много текущей работы.

Кроме того, главный бухгалтер – лицо консервативное, в хорошем смысле этого слова, и отвечает за законность осуществляемых операций. Мероприятия же налогового планирования иногда относятся к рисковой зоне.

В то же время при перераспределении работы между подчиненными функция налогового планирования может эффективно осуществляться и главным бухгалтером.

Таким образом, укрупненно процесс налогового планирования на предприятии включает в себя: принятие решения, стратегическое, текущее и оперативное налоговое планирование и оценку его эффективности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)