Пространство безопасности и правосудия
Создание в рамках ЕС пространства без внутренних границ не ограничивается сегодня только экономическими отношениями (внутренний рынок, дополненный экономическим и валютным союзом).
Достижение этой цели одновременно предполагает усиление сотрудничества государств-членов и институтов Союза по таким вопросам, как обеспечение правопорядка в масштабах ЕС в целом (в частности, чтобы не допустить всплеска трансграничной преступности), охрана внешних границ и установление единообразных условий для въезда и пребывания в ЕС граждан третьих стран (визы, иммиграция, предоставление убежища).
Соответствующие мероприятия первоначально оформлялись посредством дополнительных соглашений государств-членов, возможность заключения которых прямо предусматривали Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, а затем и ДЕС (в действующих учредительных документах ЕС подобных статей больше нет, они исключены Лиссабонским договором).
В конце XX в. полномочия в этих вопросах были переданы государствами-членами на европейский уровень, стали новой сферой компетенции ЕС, которая была названа в Амстердамском договоре 1997 г. “пространство свободы, безопасности и правосудия” (англ. area of freedom, security and justice; франц. espace de liberte, de securite et de justice).
Пространство свободы, безопасности и правосудия (ПСБП) считается созданным с 1 мая 2004 г. (в пятилетний срок со дня вступления в силу 1 мая 1999 г. Амстердамского договора). Новые меры по его развитию и укреплению оформляются уже не соглашениями государств-членов, а правовыми актами институтов Союза, в том числе направленными на замену ранее принятых межгосударственных договоренностей.
Так, вместо Брюссельской конвенции 1968 г. в конце 2000 г. принят Регламент (ЕС) № 44/2000 Совета от 22 декабря 2000 г. о юрисдикции, признании и исполнении решений по гражданским и торговым делам, дополненный регламентами по другим вопросам гражданского судопроизводства (Регламент (ЕС) № 2201/2203 Совета от 27 ноября 2003 г. о юрисдикции, признании и исполнении решений по семейным делам и по делам о родительской ответственности, Регламент (ЕС) № 1396/2006 Европейского парламента и Совета от 12 декабря 2006 г. об учреждении европейской процедуры судебного приказа) и т.д.
Важнейшие положения Шенгенских соглашений в настоящее время заменены двумя кодексами ЕС, принятыми Европейским парламентом и Советом в форме законодательных актов прямого действия – регламентов. Это Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (краткое официальное название – Шенгенский кодекс о границах), утвержденный Регламентом (ЕС) № 562/2006 от 15 марта 2006 г., и Кодекс Сообщества о визах (краткое название – Визовый кодекс), утвержденный Регламентом (ЕС) № 810/2009 от 13 июля 2009 г.
Как и в рамках экономического и валютного союза, ряд государств-членов получили временные или постоянные изъятия из отдельных правил, издаваемых Союзом в области пространства свободы, безопасности и правосудия. Временные изъятия касаются недавно вступивших в ЕС государств-членов, которые еще не готовы к отмене пограничного контроля с другими странами ЕС и переходу на единую (шенгенскую) визу (в 2011 г. – Болгария, Румыния и Кипр).
Объектом постоянных изъятий служат Великобритания, Дания и Ирландия. Изъятия для этих государств-членов оформлены специальными протоколами к учредительным документам, в соответствии с которыми новые правовые акты по вопросам ПСБП применяются к ним только на добровольной основе (Протокол о позиции Соединенного Королевства и Ирландии в отношении пространства свободы, безопасности и правосудия и Протокол о позиции Дании).
Так, Великобритания и Ирландия добровольно подчинили себя действию многих законодательных актов ЕС в области гражданского судопроизводства и борьбы с преступностью. Напротив, на их территорию не распространяют силу правила об отмене пограничного контроля и о единых визах ЕС, изложенные в Шенгенском кодексе о границах 2006 г. и Визовом кодексе 2009 г. (Великобритания и Ирландия не являются частью Шенгенского пространства). Дания, в отличие от Великобритании и Ирландии, входит в Шенгенское пространство, но на нее не распространяют силу акты ЕС в области иммиграционной политики, политики предоставления убежища и ряда других аспектов ПСБП.
Как и единое экономическое пространство (внутренний рынок), пространство свободы безопасности и правосудия отнсятся к категории совместной компетенции ЕС (ст. 4 ДФЕС). Полномочия институтов ЕС по всем вопросам ПСБП закреплены в одноименном разделе части третьей “Внутренняя политика и деятельность” ДФЕС – разделе V “Пространство свободы, безопасности и правосудия”.
После определения общих правил (гл. 1 “Общие положения”) этот раздел устанавливает четыре основных направления деятельности Союза в области ПСБП (гл. 2–5):
- политика в отношении пограничного контроля, предоставления убежища и иммиграции, включая “общую политику в отношении виз и документов для краткосрочного пребывания” (для пребывания неграждан ЕС сроком до трех месяцев в полугодие);
- судебное сотрудничество по гражданским делам, в рамках которого Союзом издается законодательство по различным аспектам международного частного права и международного гражданского процесса;
- судебное сотрудничество по уголовным делам, в рамках которого Союз издает законодательство в целях сближения (гармонизации) уголовного и уголовно-процессуального права государств-членов, принимает иные меры по координации деятельности судебных органов государств-членов (включая национальные прокуратуру), в том числе через специализированное учреждение ЕС – Евроюст (в дальнейшем на основе Евроюста согласно ст. 86 ДФЕС должна быть учреждена Европейская прокуратура);
- полицейское сотрудничество, по вопросам которого Союз принимает аналогичные меры в целях координации деятельности полицейских служб государств-членов, в том числе через Европейское полицейское ведомство (Европол).
Краеугольным камнем судебного сотрудничества как по гражданским, так и по уголовным делам, выступает принцип взаимного признания приговоров и решений, вынесенных судами и приравненными к ним органами государств-членов (§ 3 ст. 67, § 1 ст. 81 и § 1 ст. 82 ДФЕС). В соответствии с данным принципом акт национального суда, вынесенный в одном государстве-члене, подлежит признанию и исполнению в любом другом государстве-члене, как если бы он исходило от его собственных органов.
Это дало основания для провозглашения в ЕС новой свободы передвижения, названной в Регламенте (ЕС) № 44/2000 Совета от 22 декабря 2000 г. о юрисдикции, признании и исполнении решений по гражданским и торговым делам свободным передвижением [судебных и внесудебных] решений (англ. free movement of judgements; франц. libre circulation des decisions). Указанная свобода дополняет собой четыре свободы, ранее провозглашенные в контексте внутреннего рынка ЕС (свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов).
- Материальные гарантии Европейского Союза
- Процессуальные гарантии Европейского Союза
- Внесудебные механизмы защиты как институциональная гарантия Европейского Союза
- Судебная защита как институциональная гарантия Европейского Союза
- Характеристика гарантий прав и свобод человека и гражданина
- Основные обязанности человека и гражданина
- Ограничения на осуществление основных прав и свобод
- Виды политических прав и свобод
- Личные и гражданские права и свободы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу