Происхождение термина право

Корни понятия «право» уходят в историю. В древнерусских источниках этот термин впервые появился в конце 1 го тысячелетия н. э.

В зависимости от контекста употребления «право» (как существительное) могло подразумевать «установление, закон», «юрисдикцию», «свободу действий, власть», «обязательство», «присягу». Русскому слову «правый» соответствуют римские термины «rectus» и «justus» (jus — право), древнегреческое «dikaios» (dike — право, справедливость). По мнению Э. Бенвениста, римское «jus» обозначало формулу указания на правильный порядок вещей.

В юридической теории и практике термин «право» используется в двух разных значениях — объективном и субъективном.

Под объективным правом понимается система действующих правовых норм, установленных государством. Это законы, указы, постановления правительства и другие нормативные правовые акты, принятые компетентными органами государства. Термин «объективное право» означает, что право в данном случае рассматривается как система норм, внешняя по отношению к человеку и в каждый отдельно взятый момент времени независимая от него.

Субъективное право, напротив, обозначает правовые возможности, принадлежащие субъекту права, например гражданину. Права собственности на вещи, машину, квартиру, семейные права, права автора, право избираться и быть избранным и многие другие — все это субъективные права гражданина. Субъективные права имеют определенную структуру, могут подразделяться на части — правомочия.

Несмотря на видимые различия, между объективным правом и субъективными правами существует глубокая внутренняя связь. Они имеют сходные признаки, которые будут рассматриваться ниже. Если объективное право — это фундамент свободы общества, в основе которой лежат законность, порядок и дисциплина, то субъективное право — маленький «кусочек» свободы, принадлежащий конкретно  му гражданину.

Свобода общества и свобода личности, как известно, тесно связаны между собой: если нет объективной основанной на законе свободы в обществе, не будет и субъективных, прав и свобод, принадлежащих гражданам. Верно и обратное: свобода в обществе складывается из маленьких субъективных прав и свобод, принадлежащих каждому из нас.

Право регулирует лишь поведение, т. е. внешние отношения между людьми. Право не может предписать испытывать определенное нравственное отношение к другим людям. Например, норма «должно любить своих родителей», будучи закрепленной в законодательном акте, не станет правовой, оставшись моральной.

Исходя из того, что право регулирует лишь поведение между людьми, оно не может изменить законы природы, например создать техническую норму получения серной кислоты.

Действительность технических норм не зависит от закрепления их в нормативных текстах. Право лишь может зафиксировать социально технические нормы — нормативы изготовления пищевой или иной продукции. Однако это технические нормы, обеспеченные принудительной силой государства, но не правовые по сути.

Право есть совокупность правомочий и обязанностей.

В отличие от морали, говорящей прежде всего об идее долга (обязанности), право состоит из двух противоположных начал — правомочий (мер возможного поведения) и обязанностей (мер должного поведения).

«Правомочие» и «обязанность» — два не выводимых друг из друга понятия: из того, что субъект может сделать, нельзя заключить, что он должен. Наиболее ярко такое соотношение иллюстрирует частное право. В публичном же праве правомочие и обязанность сливаются в понятии властного полномочия, становятся правообязаностями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)