Прогнозирование развития экономики
Методологические основы планирования и прогнозирования развития экономики определяет Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.
На первом этапе осуществляется целеполагание, т.е. определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития РФ. Цель в данном случае представляет собой состояние экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и качественными показателями.
В 2013 году разработан Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года. Он является одним из основных документов системы стратегического планирования, определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития РФ и субъектов РФ в долгосрочной перспективе – до 2030г. Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера.
Среднесрочный прогноз разрабатывается Министерством экономического развития РФ (Минэкономразвития) на очередной финансовый год и плановый период. Этот прогноз разрабатывается ежегодно и основывается на анализе внешних и внутренних условий социально-экономического развития РФ с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также на основе данных, представляемых органами исполнительной власти и другими участниками стратегического планирования.
К разработке Прогноза привлекаются объединения профсоюзов и работодателей, государственные корпорации, акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организации.
- сценарные условия, которые содержат наиболее вероятные внешние и внутренние условия и характеристики социально-экономического развития РФ, соответствующие целям социально-экономического развития на среднесрочный период;
- основные параметры, которые содержат соответствующие сценарным условиям и отражающие социально-экономическое развитие РФ в среднесрочном периоде прогнозируемые количественные характеристики.
Сценарные условия включают следующие прогнозные показатели (в среднем за год и помесячно):
- цены на нефть марки «Urals» (мировые);
- среднеконтрактные цены на природный газ, цены на природный газ, поставляемый в страны дальнего зарубежья и государства СНГ, с выделением Украины и Республики Молдова;
- темпы роста мировой экономики;
- курс евро к доллару США;
- курс доллара США к рублю;
- индекс реального эффективного обменного курса рубля;
- объемы добычи нефти, газового конденсата и газа горючего природного, облагаемые налогом на добычу полезных ископаемых;
- экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и природного газа;
- прогноз инфляции на конец года и в среднем за год;
- прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе;
- государственные капитальные вложения;
- численность населения (в среднегодовом исчислении);
- численность населения трудоспособного возраста;
- численность населения старше трудоспособного возраста;
- другие показатели по согласованному с Министерством финансов РФ перечню.
Основные параметры содержат прогнозируемые количественные характеристики, в т.ч.:
- объем и динамика валового внутреннего продукта ВВП;
- структура использованного и произведенного ВВП;
- объем отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и динамика промышленного производства и производства продукции сельского хозяйства;
- динамика цен (тарифов) на товары (услуги);
- динамика изменения размера платы граждан за коммунальные услуги;
- индексы-дефляторы (индексы цен производителей) по видам экономической деятельности;
- цены на природный газ, реализуемый на внутреннем рынке и на экспорт при выполнении соглашений о разделе продукции (по месторождениям);
- цены на мазут с содержанием серы 1 процент и газойль с содержанием серы 0,1 процента;
- объемы добычи углеводородного сырья (с разбивкой по видам);
- объемы реализации подакцизной продукции (с разбивкой по видам),
- объемы добычи металлических руд,
- цены реализации подакцизной продукции (для подакцизной продукции, в отношении которой установлены адвалорные или комбинированные ставки акцизов);
- сумма начисленной амортизации;
- среднегодовая стоимость амортизируемого имущества;
- прибыль по всем видам деятельности (сальдо);
- прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета;
- инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования;
- динамика производительности труда;
- оборот розничной торговли;
- объем платных услуг населению;
- численность рабочей силы;
- численность занятых в экономике;
- общая численность безработных граждан;
- уровень безработицы;
- фонд заработной платы работников организаций;
- среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций;
- реальная заработная плата работников организаций;
- реальные располагаемые денежные доходы населения;
- среднесписочная численность работников организаций;
- величина прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (в среднем за год);
- численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения);
- показатели экспорта и импорта товаров и услуг в стоимостном и количественном выражении,
- другие показатели, в т.ч. по согласованному с Министерством финансов РФ перечню.
Разработка Прогноза осуществляется в 2 этапа.
На первом этапе Минэкономразвития совместно с Министерством финансов, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Центрального банка РФ и других участников стратегического планирования разрабатывает сценарные условия функционирования экономики РФ и основные параметры среднесрочного прогноза.
После рассмотрения и одобрения Правительством РФ сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза Минэкономразвития доводит их до сведения федеральных органов исполнительной власти, органов управления Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Центрального банка РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и других участников стратегического планирования для использования при разработке вариантов среднесрочного прогноза по видам экономической деятельности, секторам, сферам экономики и направлениям развития. Прогноз размещается в электронной форме на официальном сайте в сети «Интернет».
На втором этапе на основе вариантов среднесрочного прогноза по видам экономической деятельности, секторам, сферам экономики и направлениям развития, а также иных материалов, необходимых для разработки соответствующих разделов среднесрочного прогноза, подготовленных органами исполнительной власти и другими участниками стратегического планирования на основе сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза, одобренных Правительством РФ, Минэкономразвития разрабатывает среднесрочный прогноз. Прогноз проходит тот же путь согласования, что и сценарные условия.
Разрабатываются 2 варианта Прогноза – базовый и консервативный. Базовый вариант характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативного изменения внешних условий. Консервативный вариант среднесрочного прогноза разрабатывается на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом возможности ухудшения внешнеэкономических условий. Могут разрабатываться дополнительные варианты Прогноза, которые отражают изменения внешних и внутренних условий развития РФ.
В случае существенного отклонения ключевых макроэкономических показателей Минэкономразвития представляет в Правительство РФ уточненный Прогноз. Корректировка проводится в целях обеспечения корректировки федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Контроль реализации Прогноза осуществляется Минэкономразвития на основе обобщения информации и оценки достижения показателей социально-экономического развития РФ в рамках представляемых в Правительство РФ ежегодных докладов о текущей ситуации в экономике и тенденциях на ближайшую перспективу.
- Государственные закупки как инструмент реализации экономической политики
- Политика государства в отношении естественных монополий
- Антимонопольный комплаенс
- Особенности антимонопольного регулирования экономики
- Принятие решений по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации
- Информационная открытость денежно-кредитной политики
- Применение ключевой ставки как инструмента денежно-кредитной политики
- Установление постоянно действующей публичной количественной цели по инфляции
- Денежно-кредитная политика
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу