Проблемы образа жизни и социального времени

Известно, что К. Маркс характеризовал образ жизни как «определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид жизнедеятельности». Осмысление того, что образ жизни – это способ деятельности людей, стало одним из определяющих обстоятельств при изучении его проблем. По существу был сформулирован деятельностный подход к анализу образа жизни, когда последний стал рассматриваться сквозь призму различных аспектов и характеристик  деятельности (способ, форма, вид и т.д.).

Их использование позволяет получить конкретное представление о том или ином образе жизни, элементах, составляющих его систему, характере и типе связей между ними. Стало быть, способ, форма, вид, сторона, сфера и т.д. деятельности могут выступать средством операционализации образа жизни, то есть перевода этого понятия на язык, с помощью которого можно получить его конкретное знание.

Но этим значение подхода Маркса к образу жизни не исчерпывается. Включая его в контекст широких социальных связей и отношений (с производством, обществом, личностью и др.), Маркс обнаруживает наличие зависимости между способом деятельности и социальным  временем. Путь анализа этой связи состоял в том, чтобы, учитывая примат деятельности, характеризовать ее и время друг через друга.

Концептуально у Маркса деятельность в единстве со временем ее осуществления составляет основу образа жизни человека. Это позволяет последнему осознавать ценность  времени, овладевая которым, он становится богаче. Ведь время – это тот вид богатства, которым человек может располагать лишь в определенных условиях, главным среди которых является свобода.

Как бы помогая индивиду осмыслить этот вид богатства, Маркс формулирует один из основных  законов общественного (да и личностного) развития, который носит название закона экономии времени. Согласно ему, «всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени!».

Открытие этого закона тесно связано с пониманием того фундаментального положения, что «время есть  пространство человеческого развития». Именно так, сквозь призму объективной потребности личности в совершенствовании, прогрессе, самореализации, рассматривал время Маркс.

Известно, что социальное время как целостная категория нашло у него массу своих конкретных выражений. Имеется в виду целый спектр, «набор» таких временных понятий, как рабочее время, свободное время, необходимое и прибавочное рабочее время, живое и овеществленное рабочее время, рабочий день, досуг и др.

В этих понятиях конкретизируется время общества, а сама дифференциация осуществляется не только за счет выделения во времени общества  какой-то его сферы, которая получает название рабочего, свободного времени, досуга, избыточного времени и т.д. Главный путь конкретизации временных понятий – соответствие их определенным видам деятельности.

В «Экономических рукописях 1857–1859 годов» Маркс пишет: «Деятельность измеряется временем, которое поэтому становится также и мерой объективированного труда».

Время выступает в единстве со всякой деятельностью, но в первую очередь с трудовой. Поэтому важнейшим элементом социального времени выступает рабочее время. Оно есть «непосредственное наличное бытие человеческой деятельности как таковой».

Если рабочее время – непосредственное выражение деятельности, ее непосредственная мера, то свободное время «отстоит» несколько далее от непосредственного бытия. Маркс говорит, что это время,  «которым можно свободно располагать за пределами времени, затрачиваемого на непосредственное производство».

Анализ проблемы свободного времени занимает в творчестве ученого особое место, поскольку именно его величину, содержание и характер использования он считал  одним из базовых критериев прогресса общества и его подлинного богатства, которым в полной мере люди сумеют воспользоваться лишь в коммунистическом обществе. В рукописях, предваривших появление «Капитала», у Маркса есть целый параграф, посвященный роли свободного времени при  капитализме и в условиях коммунистической формации.

В нем доказывается, что в капиталистическом обществе свободное время является фактором эксплуатации и получения прибавочной  прибыли, тогда как при коммунизме оно станет простором подлинного расцвета всех сил и способностей личности. По всей видимости, такой подход также можно отнести к «двусмысленностям марксистской социологии», особенно, если учесть его идеологическую направленность.

Нас же больше интересует социологическая сторона творчества Маркса. В этом  отношении для последующего развития социологии представляет интерес предложенная им структура свободного времени. «Свободное время, – писал К. Маркс, – представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности, – разумеется, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он вступает затем в непосредственный процесс производства».

При этом, как с очевидностью вытекает из всего Марксова подхода к  свободному времени, под первой его составной частью – досугом – подразумеваются  занятия, непосредственно относящиеся к отдыху, развлечению, разрядке, восстановлению затраченных на  работе сил. Более возвышенная, чем досуг, деятельность включает в себя то, что направлено, прежде всего, на развитие личности – творческие занятия, любительский труд, общественную  активность, физические упражнения.

Обращает на себя внимание, что Маркс не сортирует эти занятия по их значению для человека, считая и досуг, и более возвышенную деятельность одинаково  важными, но выполняющими разные социальные функции. Если досуг реализует преимущественно функции восстановления сил, отдыха, развлечения, семейного и товарищеского общения, то лейтмотив более возвышенной деятельности – развитие человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)