Проблема перехода ребенка из детского сада в школу

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии ребёнка: ему предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.

Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь, мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность.

В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка.

Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя даст возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом.

Разный стиль отношений воспитателя к детям по-разному сказывается на их привыкании к школе, на поведении, отношении к делу, к учителю.

Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, появления доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью.

Часто в школу приходят дети читающие, считающие, но не умеющие наблюдать, сравнивать. Недостаточно развито внимание детей, образное мышление, умение выполнять элементарные речевые творческие задания. Недостаточное внимание уделяется физическому развитию, охране и укреплению их здоровья.

Чтобы этого избежать, необходимо изменить целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе дошкольной подготовки. Не содержательные, а развивающие компоненты должны доминировать при формировании мышления детей.

Приоритетной формой организации и проведения занятий с детьми-дошкольниками является игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет.

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа преемственности, заповеди «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования выделяют:

  • состояние здоровья и физическое развитие детей;
  • уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
  • умственные и нравственные способности учащихся;
  • сформированность их творческого воображения как направления личностного и интеллектуального развития;
  • развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе.

С какими же проблемами мы сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?

Одной из проблем является выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что в принципе положительный момент), определиться родителям с выбором очень непросто.

Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребенка («зону его ближайшего развития»), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.

Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребенка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое.

Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование.

Нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая смена основного вида деятельности ведет к стрессу и дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна.

Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Решение проблемы перехода ребенка из детского сада в школу часто затруднено из-за недостаточного количества специалистов-психологов в смежных образовательных учреждениях.

Существует также проблема недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствия существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе «детский сад – начальная школа».

Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать для обеспечения плавного перехода ребенка из детского сада в начальную школу.

Решение этих проблем связано с проведением ряда организационно-педагогических мероприятий:

  • заключение договора между педагогическим коллективом детского сада и школой по обеспечению единства педагогических действий;
  • составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности образовательного процесса в системе дошкольного и школьного образования;
  • проведение совместных мероприятий, таких как день открытых дверей, День знаний, а также праздников, игр, развлечений и т. д.;
  • работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
  • проведение методических семинаров с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи);
  • совместная деятельность по адаптации детей к школе;
  • проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе и меры по результатам его анализа.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы жизни детей.

Были определены три основных направления обеспечения этого процесса:

  • методическая работа;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями.

Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам «Психологическая готовность ребенка к школе», «Задачи детского сада и семьи в подготовке ребенка к школе», «Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе».

Семинары включают взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах детского сада.

На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в первый класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы воспитания.

Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года:

  • оформляются информационные стенды, папки-передвижки «Учебная мотивация. Что это такое?», «Советы будущим первоклассникам», «Психологическая готовность ребенка к школе: параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию», «Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами», «Социально-психологическая готовность. Коммуникативные навыки»;
  • проводятся родительские собрания, встречи за круглым столом, где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей.

Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду.

Работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу.

Посещение музея военной славы, школьной библиотеки, спортивного и актового залов, встречи и беседы с учащимися школы, которые посещали тот же детский сад, – все это вызывает у ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

Весной ДОУ проводит день открытых дверей, на который приглашает и гостей из школы. Дети готовят концерт, организуется выставка детских рисунков и поделок. Частые и желанные гости – выпускники. Они рассказывают о школе много интересного будущим первоклассникам.

Согласованная и дружная работа с психологом школы позволяет оценить адаптацию выпускников, поговорить о каждом ребенке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений, проведенных еще в детском саду. Такое сотрудничество ради детей позволяет добиваться положительных результатов в работе.

Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% – средний, а дезадаптированных детей нет. Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20%.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель детского сада и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблемы перехода ребенка из детского сада в школу могут быть успешно решены при тесном взаимодействии педагогов детского сада и школы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)