Проявление диалектического закона отрицания отрицания в методологическом принципе преемственности

Приоритетной философской основой разработки проблемы переходных педагогических процессов является диалектический закон отрицания отрицания и его проявление в методологическом принципе преемственности.

Большинство философов под преемственностью понимает передачу чего-либо от предшествовавшего к последующему этапу развития.

Интересно
Однако преемственность не тождественна повторению, т. е. простому воспроизведению, хотя и предполагает удержание в новом определенных свойств, тенденций старого. Но эти элементы, сохраняясь в новом виде, не являются механически перенесенными из прошлого в настоящее, а существуют в нём в преобразованном виде.

В условиях нового старое непременно претерпевает некоторые изменения. Глубина этих изменений зависит от конкретных условий возникновения нового.

Одним из первых специальных исследований, посвященных анализу преемственности, является монография Э.А. Баллера «Преемственность в развитии культуры».

Он дает следующее определение преемственности: «Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т. е. при переходе из одного состояния в другое. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обусловливает устойчивость целого».

Преемственность выступает не как случайный процесс, а как необходимое закономерное явление, обеспечивающее поступательный характер развития. Поэтому, если в процессе изменения чего-либо отсутствует элемент преемственности, то ни о каком процессе развития не может быть и речи.

В своей работе «Роль исторической преемственности в развитии науки» Г.Н. Исаенко говорит по этому поводу: Новое не возникает на пустом месте, не образуется из ничего.

Оно имеет глубокие корни в прошедшем этапе развития, порождается прошлым, вырастает из ушедшего, как дерево из семени, и, в свою очередь, содержит в себе зародыш будущего. Поэтому отсутствие при изменении какого-либо предмета, вещи, явления элемента преемственности говорит либо о метафизическом уничтожении данного предмета, вещи, явления, либо о пустом топтании на месте, либо о таких превращениях их, которые также не являются процессом развития.

Преемственность – это необходимая черта, характеризующая поступательный характер развития.

Развернутое определение сущности категории преемственности дано в Большой советской энциклопедии. Приведем наиболее существенные для обсуждаемой проблемы выдержки из этого определения: «Преемственность, связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Преемственность есть одно из проявлений диалектики отрицания отрицания закона и перехода количественных изменений в качественные.

Преемственность носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании.

Преемственность – особый механизм «памяти общества», который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности. На принципе преемственности основаны все социальные институты обучения и воспитания».

Последнее замечание для решения обсуждаемой проблемы имеет очень важное значение. Действительно, основным условием осуществления преемственности в системе непрерывного образования является обеспечение реальной возможности перехода от низших ступеней обучения к высшим.

Однако эта возможность обеспечивается не только взаимосвязью типов учебных заведений, а прежде всего преемственностью всех сторон учебно-воспитательного процесса в них, направленного на развитие личности: гуманистического, эстетического воспитания, физического и умственного развития, трудового, политехнического, специального образования и т. д.

Интересно
Для рассмотрения специфики преемственности в обучении, выделения элементарного акта её проявления очень важно отметить, что «преемственность может рассматриваться и применительно к отдельным элементам и связям объекта, если они сами подвергаются изменениям; но для этого они, в свою очередь, должны быть представлены как сложные, структурированные».

Это значит, что мы вправе с единых методологических позиций рассматривать вопрос как об исследовании, например, преемственности в культурном наследии разных эпох, так и преемственности между различными этапами одного урока или вузовской лекции, поскольку в том и другом случае можем представить рассматриваемые объекты в виде определенной структуры.

Однако в связи с этим важно отметить, что, хотя преемственность, будучи одним из важнейших проявлений закона отрицания отрицания, и обладает достоинством всеобщности, в каждом конкретном случае отрицания она сугубо специфична.

Например, Э.А. Баллер указывает на специфику преемственности в развитии живой природы в отличие от преемственности в неживой природе.

Имеется специфика преемственности в общественном развитии в отличие от преемственности в развитии природы. Отличаются друг от друга преемственность в материальной жизни общества и преемственность в его духовной жизни.

Имеет свою специфику и преемственность в развитии составных частей духовной культуры: науки, искусства, просвещения и т. д. Есть своя специфика преемственности в процессе обучения и воспитания.

Для анализа специфики преемственности в обучении необходимо акцентировать внимание на разграничении основных форм преемственности.

В зависимости от типов развития Э.А. Баллер выделяет две формы преемственности: преемственность на одном уровне и преемственность на различных уровнях. Преемственность на одном уровне связана с количественными изменениями (эволюцией). Преемственность на различных уровнях характерна для качественных изменений (скачков).

Преемственность на одном уровне наблюдается при изменениях, происходящих в рамках данного, относительно неизменного качества. Например, процесс обучения учащихся в течение одного учебного года, связанный в основном с количественными изменениями усваиваемых знаний, умений и навыков, можно в какой-то мере рассматривать как осуществление преемственности на одном уровне.

При количественных изменениях основное содержание преемственности составляет сама структура. Здесь сохраняется, удерживается организация объекта.

Преемственность на разных уровнях связана с качественными изменениями, с изменениями в структуре и организации объекта.

Например, процесс перехода от обучения в начальной школе к обучению в средней школе, от обучения в средней школе к работе на производстве, к учебе в профлицее, в среднем специальном или высшем учебном заведении связан с осуществлением преемственности на разных уровнях, так как в рассматриваемых случаях происходит изменение структуры и организации как обучения, так и характера деятельности.

При качественных изменениях, когда структура объекта так или иначе трансформируется, содержанием преемственности являются лишь отдельные элементы, составляющие связи объекта.

Например, при переходе от школьной к вузовской системе обучения основными направлениями преемственности становятся преемственность в содержании и методах обучения, в формировании у обучаемых навыков самоорганизации, познавательной активности и т. п.

Сообразно этому, в процессе количественных изменений именно преемственность структуры является определяющей чертой развития, тогда как в процессе качественных изменений определяющей чертой развития является преобразование структуры, а преемственность здесь выражается в том, что каждый последующий этап снимает в себе структуру предшествующего.

Например, переход к вузовской системе обучения связан с коренными изменениями в структуре и организации школьного обучения.

В исследовании проблемы переходных педагогических процессов, не отрицая преемственности первого рода, преемственности на одном уровне, главное внимание следует обратить на проявление преемственности второго рода, т. е. такой, которая является основой развития от одного уровня к другому.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)