Проблема обеспечения плавного перехода ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу

На сегодняшний день в первый класс приходят дети с разным уровнем готовности к школе. Школа предъявляет ко всем ученикам одинаковые требования.

Интересно
Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний за конкретные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися.

Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии для выставления отметок, организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий, стандарты поведения едины для всех учеников.

Несоответствие им, отклонение в любую, даже в лучшую сторону оказывается абсолютно нежелательным и может осложнять жизнь школьника. Многие исследования показывают, что дети, поступающие в школу, испытывают разные трудности. Эти трудности носят название «дезадаптация».

Существуют объективные предпосылки первоначальных психологических трудностей младшего школьника. Л.С. Выготский считал, что это изменение социальной ситуации развития, а Н.Г. Морозова и Л.С. Славина утверждали, что это формирование новой внутренней позиции школьника как показателя мотивационной готовности.

А.В. Захаров, В.И. Гарбузов, Д.Н. Исаев к субъективным предпосылкам возникновения дезадаптации школьника относят недостаточный или негативный опыт социального и педагогического взаимодействия, предшествующий школьной жизни, который получен в детском дошкольном учреждении, семье ребенка.

Значимым фактором, усугубляющим процессы адаптации к школе, являются индивидуально-типологичеcкие особенности личности педагога, взаимодействующего с детьми, его нетерпимость, высокомерие, неприятие ребенка, сопровождающееся эмоциональным реагированием, излишняя уступчивость и пр.

По мнению М.М. Безруких и Е.В. Новиковой, школьная дезадаптация имеет следующие показатели проявления:

  • сохранение дошкольной ориентации на внешние атрибуты школы;
  • отсутствие интереса к школе;
  • низкое развитие произвольности;
  • эмоциональное неблагополучие в виде повышенной тревожности, плаксивости;
  • неуспеваемость как результат несформированности навыков и приемов учебной деятельности;
  • низкая мотивация учения;
  • конфликтные отношения с учителями и сверстниками;
  • искажения в развитии личности ребенка; психосоматические заболевания и расстройства.

Очевидно, что целесообразное взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания определяет успешность всего дальнейшего развития ребенка, комфортность его пребывания в начальной школе и, вероятно, не должно ставиться в зависимость от организационных сторон системы обучения.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий обеспечения непрерывного образования ребенка.

Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного процесса развития.

Для образовательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является важнейшей проблемой, предваряющей собственно построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев.

Преемственность в работе педагогов и психологов дошкольного и школьного звеньев образования осложняется несформулированностью обоснованной системы критериев готовности ребенка к школе. Это затрудняет решение проблемы профилактики школьной дезадаптации.

Преемственность между дошкольным и школьным звеньями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.

Понятие готовности к школе фактически трактуется в смысле формирования элементов учебной деятельности ребенка в дошкольный период, до того, как он непосредственно столкнется с ежедневной необходимостью применять эти умения в непосредственной деятельности учения.

Эту сторону проблемы педагоги дошкольного образования еще только начинают замечать, причем на сегодня совершенно не решен вопрос о том, чьей непосредственной обязанностью является работа над формированием этого комплекса умений – школьных педагогов или дошкольных. Во всяком случае, в дошкольной педагогике речь об этом пока не идет в принципе.

Интересно
В дошкольной педагогике формирование готовности к школе традиционно считается проблемой психологической. В пособии Н.И. Гуткиной «Психологическая готовность к школе» появляется термин «феномен психологической готовности к школьному обучению», т. е. подразумевается, что это «вещь» редкостная и неординарная.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителям необходимо внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его коммуникативной и физической компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Следовательно, основанием преемственности между детским садом и начальной школой являются:

  • развитие любознательности;
  • развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
  • формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;
  • развитие коммуникативности (умения общаться со взрослыми и сверстниками).

Психологи и педагоги рассматривают процесс преемственности с двух сторон:

  • на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;
  • школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

  • координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
  •  обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.

При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребенка с учетом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

В Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста обозначены общие цели непрерывного образования:

  • воспитание нравственного человека;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

  • на дошкольной ступени:
    • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
    • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
    • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
    • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
  • на ступени начальной школы:
    • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
    • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
    • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
    • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
    • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
    • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим:

  • в создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
  • создании условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка;
  • развитии ведущей деятельности каждого периода жизни;
  • формировании психологической готовности к школе;
  • разработке «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;
  • создании комплекса учебно-методической документации;
  • формировании структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
  • создании новых творческих мастерских и проектов.

При подготовке детей к начальной школе огромную роль играет работа педагогов дошкольного учреждения и начального звена.

Но есть еще один компонент, который имеет немалое значение в становлении ребенка – родители. На сегодняшний день «золотые» родители считают, что воспитание детей – это работа воспитателей и учителей, что является большой ошибкой. Родители, которые серьезно подходят к воспитанию своего ребенка, отдают их
в дошкольные гимназии или подготовительные курсы при школе.

На занятиях дети получают определенные навыки и умения, которые помогают им в будущем. Очень важно, чтобы родители сотрудничали с педагогами дошкольного и начального школьного звена.

Проблема обеспечения плавного перехода ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу

Проблема обеспечения плавного перехода ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу

Проблема обеспечения плавного перехода ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу

Только тогда подготовка и адаптация детей к начальной школе будет эффективна. В табл. 4 представлен план совместных мероприятий коллективов детского сада и начальной школы по обеспечению плавного перехода детей из одной системы в другую.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)