Проблема обеспечения плавного перехода ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу
На сегодняшний день в первый класс приходят дети с разным уровнем готовности к школе. Школа предъявляет ко всем ученикам одинаковые требования.
Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии для выставления отметок, организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий, стандарты поведения едины для всех учеников.
Несоответствие им, отклонение в любую, даже в лучшую сторону оказывается абсолютно нежелательным и может осложнять жизнь школьника. Многие исследования показывают, что дети, поступающие в школу, испытывают разные трудности. Эти трудности носят название «дезадаптация».
Существуют объективные предпосылки первоначальных психологических трудностей младшего школьника. Л.С. Выготский считал, что это изменение социальной ситуации развития, а Н.Г. Морозова и Л.С. Славина утверждали, что это формирование новой внутренней позиции школьника как показателя мотивационной готовности.А.В. Захаров, В.И. Гарбузов, Д.Н. Исаев к субъективным предпосылкам возникновения дезадаптации школьника относят недостаточный или негативный опыт социального и педагогического взаимодействия, предшествующий школьной жизни, который получен в детском дошкольном учреждении, семье ребенка.
Значимым фактором, усугубляющим процессы адаптации к школе, являются индивидуально-типологичеcкие особенности личности педагога, взаимодействующего с детьми, его нетерпимость, высокомерие, неприятие ребенка, сопровождающееся эмоциональным реагированием, излишняя уступчивость и пр.
По мнению М.М. Безруких и Е.В. Новиковой, школьная дезадаптация имеет следующие показатели проявления:
- сохранение дошкольной ориентации на внешние атрибуты школы;
- отсутствие интереса к школе;
- низкое развитие произвольности;
- эмоциональное неблагополучие в виде повышенной тревожности, плаксивости;
- неуспеваемость как результат несформированности навыков и приемов учебной деятельности;
- низкая мотивация учения;
- конфликтные отношения с учителями и сверстниками;
- искажения в развитии личности ребенка; психосоматические заболевания и расстройства.
Очевидно, что целесообразное взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания определяет успешность всего дальнейшего развития ребенка, комфортность его пребывания в начальной школе и, вероятно, не должно ставиться в зависимость от организационных сторон системы обучения.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий обеспечения непрерывного образования ребенка.
Для образовательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является важнейшей проблемой, предваряющей собственно построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев.
Преемственность в работе педагогов и психологов дошкольного и школьного звеньев образования осложняется несформулированностью обоснованной системы критериев готовности ребенка к школе. Это затрудняет решение проблемы профилактики школьной дезадаптации.
Понятие готовности к школе фактически трактуется в смысле формирования элементов учебной деятельности ребенка в дошкольный период, до того, как он непосредственно столкнется с ежедневной необходимостью применять эти умения в непосредственной деятельности учения.
Эту сторону проблемы педагоги дошкольного образования еще только начинают замечать, причем на сегодня совершенно не решен вопрос о том, чьей непосредственной обязанностью является работа над формированием этого комплекса умений – школьных педагогов или дошкольных. Во всяком случае, в дошкольной педагогике речь об этом пока не идет в принципе.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителям необходимо внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его коммуникативной и физической компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
Следовательно, основанием преемственности между детским садом и начальной школой являются:
- развитие любознательности;
- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;
- развитие коммуникативности (умения общаться со взрослыми и сверстниками).
Психологи и педагоги рассматривают процесс преемственности с двух сторон:
- на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;
- школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
- координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
- обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.
В Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста обозначены общие цели непрерывного образования:
- воспитание нравственного человека;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
- на дошкольной ступени:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
- на ступени начальной школы:
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
- совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим:
- в создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
- создании условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка;
- развитии ведущей деятельности каждого периода жизни;
- формировании психологической готовности к школе;
- разработке «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;
- создании комплекса учебно-методической документации;
- формировании структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
- создании новых творческих мастерских и проектов.
При подготовке детей к начальной школе огромную роль играет работа педагогов дошкольного учреждения и начального звена.
На занятиях дети получают определенные навыки и умения, которые помогают им в будущем. Очень важно, чтобы родители сотрудничали с педагогами дошкольного и начального школьного звена.
Только тогда подготовка и адаптация детей к начальной школе будет эффективна. В табл. 4 представлен план совместных мероприятий коллективов детского сада и начальной школы по обеспечению плавного перехода детей из одной системы в другую.
- Подготовка к переходу на пенсию
- Условия перехода воспитания в самовоспитание личности
- Факторы перехода выпускников школы к образованию в вузах
- Оптимизация перехода выпускников школ к вузовским условиям обучения
- Сущность и условия оказания педагогической поддержки
- Психологическая готовность учащихся к переходу из начальной в среднюю школу
- Готовность к обучению в средней школе
- Переход учащихся школы к предпрофильной подготовке
- Переход от учения к профессиональному самоопределению школьников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу