Проблема и факторы разностороннего развития личности

Будучи высшим творением природы в известной нам части вселенной человек не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Он изменяется, развивается. В процессе развития он становится личностью, в полной мере ответственной за свои поступки и действия.

Личность – социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социальнополезную деятельность.

В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек – двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.

Личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нем.

Такое определение личности дал в свое время Гегель. В современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность – это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил разумность, ответственность, свободу, личное достоинство, индивидуальность.

В отечественной психологии (К.К. Платонов) выделяются четыре подструктуры личности:

  • биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные особенности;
  • психические вопросы: внимание, память, воля, мышление и пр.;
  • опыт: умения, навыки, знания, привычки;
  • направленность: мировоззрение, стремления, интересы и пр.

Понятие «личность» показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется ее сущность как совокупность всех общественных отношений.

Личность – это сложная система, способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определенную информацию и оказывать воздействие на окружающий мир по социальным программам.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся.

Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытия человека, потому что именно в труде он в самой большой степени выражает себя как общественный индивид.

На формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, формы коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы, творчества.

Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями.

Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

  • физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма);
  • психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.);
  • социальное развитие (формирование нравственных качеств, усвоение социальных ролей и др.).

Развитие происходит:

  • в единстве биологического и социального в человеке;
  • диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.

На рис. 1 дан ответ на вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает.

Проблема и факторы разностороннего развития личности

Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности – результат взаимодействия этих двух факторов.

Российская наука понимает проблему соотношения влияния разных факторов на развитие личности следующим образом. Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются под воздействием среды и воспитания (одного из институтов социализации).

При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное наследование обеспечивает развитие.

Воспитание выгодно отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно условия для развития и адаптации. Это же относится и к обучению как часть целостного педагогического процесса: обучение ведет за собой развитие.

Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в системе ее внешних связей и отношений. В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности.

В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание. Все это приводит к изменениям структуры личности, которая приобретает качественно новое содержание.

Л.С. Выготский (1896–1934) выделил два уровня развития (рис. 2) личности ребенка:

  • уровень актуального развития: отражает особенности психических функций ребенка, сложившихся на сегодняшний день;
  • зона ближайшего развития: отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка.

Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой, то есть саморазвитии.

Проблема и факторы разностороннего развития личности

Личность вовсе не является продуктом только внешних влияний. Свою биографию она во многом «пишет» сама, проявляя самостоятельность и субъективную активность.

В известной мере каждый человек сам делает свою жизнь, сам определяет линию и стиль своего поведения. Он не является простой «калькой» внешних условий среды, а выступает как результат индивидуального взаимодействия со средой. К влияниям и воздействиям среды человек относится избирательно, принимая одну и отвергая другую.

Более того, человек активно воздействует на среду, изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим нуждам и потребностям. Изменяя среду, он одновременно изменяется и сам, овладевая новыми навыками, знаниями и умениями.

Развитие личности включает развитие разных ее сторон. Это и физическое, и индивидуальное, и политическое, и правовое, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Причем развитие разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно.

Одни стороны ее в течение тех или иных исторических периодов могут развиваться быстрее, а другие медленнее. Так, физически современный человек мало чем отличается от того, который жил 50 тысяч лет назад, хотя физическое развитие организма человека в это время также происходило.

Развитие же его интеллекта, разума за это время было поистине колоссальным: от примитивного первобытного состояния мышление сделало гигантский скачок вперед, достигнув высот современного уровня. Возможности разума человека в этом отношении безграничны. Как, впрочем, не имеет границ и развитие личности в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)