Проблема мультикультурализма в современном мире

Ситуация культурной гетерогенности населения отдельных государств, которая с каждым годом усиливается, повышая риск возникновения конфликтов, ставит перед их правительствами задачу сохранения гражданского мира и стабильности, защиты прав и свобод населения. Достичь этого можно с помощью интеграции общества в рамках одного государства, объединения коренного населения и вновь приехавших людей на основе общих ценностей.

Интересно
В зависимости от исторических, политических, социокультурных факторов и национальных интересов, в разных странах в то или иное время эта задача решалась неодинаково. Однако мы можем выделить две основные интеграционные модели – политику ассимиляции (ликвидация культурного многообразия, включение иммигрантов в доминирующую в обществе культуру) и политику мультикультурализма (сохранение и защита культурного многообразия при одновременном формировании гражданской идентичности). Исторически ассимилятивная модель предшествовала модели мультикультурализма, хотя в настоящее время и та, и другая встречаются в политической практике отдельных государств.

Для понимания сути политики ассимиляции необходимо вспомнить определение этнической ассимиляции, которую можно обозначить как процесс, связанный с изменением ощущения этнической принадлежности, с изменением языка, религии, с постепенным приобщением к другой культуре, другому образу жизни.

Этническая ассимиляция, как правило, происходит стихийно в условиях, когда представители разных культур проживают на одной территории, или, например, в ситуации смешанного брака, когда один из супругов добровольно перенимает культурные особенности другого, приспосабливается. Ассимиляция может быть полной или частичной. Если говорить о народе, то полная ассимиляция приводит к гибели этноса.

Политика ассимиляции предполагает обязательное, иногда насильственное приобщение представителей одной культуры к языку, религии, ценностям и т.д. другой культуры, преобладающей на данной территории. Политика ассимиляции направлена на слияние культуры иммигрантов или национальных меньшинств с доминирующей культурой.

В качестве примера политики ассимиляции можно привести опыт США – государства, полностью созданного на иммигрантской основе.

Америка долгое время ориентировалась на ассимиляционную модель интеграции (объединения общества), согласно которой различные этнические группы смешивались с англосаксонской протестантской доминантой, образуя американскую нацию. Эта концепция формирования единой американской нации получила название «плавильного котла».

Америка – «плавильный котел» – смешивает этносы и расы, в результате чего рождается «новая раса, соединившая (переплавившая) в себе разные ценности, языки и обычаи». Данная концепция просуществовала в США до середины 1980-х гг.

Карикатура «Плавильный котел народов».

Рис. 1. Карикатура «Плавильный котел народов»

Однако ассимиляционная политика США себя не оправдала – там не удалось ни «переплавить» в полном объеме прибывающие миграционные потоки, ни создать единую национальную идентичность. Концепция «плавильного котла» потерпела крах, культурное разнообразие не исчезло.

Отметим, что ассимиляционная модель была распространена в XIX–ХХ вв. не только в США, но и в других государствах, как на американском континенте, так и в Европе, однако, нигде она не решила поставленной интеграционной задачи. Возникла потребность в новой модели.

Такой моделью стал мультикультурализм, который предполагал легитимизацию различных форм инаковости, право на ее публичную презентацию и сохранение своей культурной специфики. Можно сказать, что мультикультурализм – это интеграция без ассимиляции. Основная нагрузка в реализации такой модели ложилась на плечи принимающего государства, которое должно было создать подходящие условия для интеграции иммигрантов.

Идея мультикультурализма появилась и развивалась с 1960-х гг. на американском континенте, в Канаде, где и была впервые принята как официальная политическая идеология уже в 1971 г. В США политика мультикультурализма была взята на вооружение в середине 1980-х гг. На смену концепции Америка – «плавильный котел» пришла концепция Америка – «салатное блюдо». Ее основа – культурный плюрализм, сохранение и защита этнического разнообразия, как условия стабильности и культурного богатства общества, борьба против гомогенности культуры.

Мультикультурализм можно рассматривать как компромисс между государством, с одной стороны, и мигрантами или представителями этнических меньшинств – с другой; как компромисс между требованием идентичности и единой системы ценностей, с одной стороны, и требованием права на отличие, сохранение культурного многообразия – с другой.

Сегодня политика мультикультурализма реализуется во многих экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов.

Краеугольным камнем идеологии мультикультурализма является принцип толерантности.

Толерантность – терпимость, нравственная сдержанность, эмоциональная устойчивость; способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение. Это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Примеры нетерпимости, нетолерантности в поведении людей:

  • оскорбительные насмешки, очернительный, уничижительный тон, который обесценивает или унижает культурные, этнические, расовые группы;
  • негативные стереотипы и предубеждения;
  • буллинг – травля, агрессивное преследование;
  • обвинения представителей конкретной этнической или социальной группы в создании социальных проблем;
  • дискриминация – преследование отдельных лиц, групп или сообществ по причине этнического происхождения, национальности, иного мировоззрения и т.п., применение к ним мер устрашения, ограничение их прав (например, запрет использования родного языка, лишение права на посещение каких-либо общественных мест, на приобретение профессии, на участие в коллективной деятельности);
  • этноцид – изменение или уничтожение национальной идентичности и самосознания народа с целью искажения или ликвидации исторической памяти народа;
  • осквернение или порча религиозных и культурных символов, осмеяние верований;
  • сегрегация – это принудительное разделение людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни; сегрегация может быть институциональной (разные школы, больницы, объекты общественного питания для представителей различных групп) и территориальной (отдельные группы вынуждены проживать в специально отведенных для них территориях – резервациях);
  • геноцид – физические или моральные издевательства, уничтожение.

Важно понять, что толерантность не может быть навязана сверху, это личностная характеристика, которая культивируется, формируется в процессе обучения и воспитания, складывается на основе личного жизненного опыта.

Подавляющим большинством специалистов отмечается специфическая роль культуры, как механизма сдерживания, обуздания нетерпимости. Считается, что наиболее эффективный механизм воспитания толерантности – изучение своей и иных культур. На него и нацелено большинство международных образовательных программ, и на нем же зиждется вся политика ЮНЕСКО.

Толерантность и уважение должны быть взаимными. Важнейшим принципом мультикультурализма является то, что самоидентификация в рамках определенной этнической культуры / социальной группы не должна нарушать права других этносов / социальных групп и законы государства в целом. Ведь если быть безгранично терпимым даже к нетерпимым и не быть готовым защищать терпимое общество от нетерпимых, то терпимые будут уничтожены (к вопросу о проблемах современной Европы, в странах которой притеснениям со стороны иммигрантов подвергаются собственные граждане).

Итак, правильное, неискаженное понимание толерантности предполагает то, что она:

  • является взаимной и проявляется как представителями большинства, так и представителями меньшинства в обществе;
  • имеет четкие границы и заканчивается там, где нарушаются права человека и законы государства;
  • культивируется, воспитывается в человеке с ранних лет.

Толерантность позволяет сохранить и защитить культурное многообразие в обществе, но как при этом интегрировать представителей разных культур в единое целое, как привить им чувство общности? Используя аналогию с «салатным блюдом», зададимся вопросом – что является той «заправкой», которая соединяет разрозненные ингредиенты, не нарушая их собственные вкус, форму и цвет, превращает в гармоничное и уникальное блюдо?

Ответ содержится в еще одной важной составляющей политики мультикультурализма – в принципе множественной идентичности.

Идентификация определяется как процесс и результат эмоционального самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом, идеалом. Например, этническая идентичность – это чувство принадлежности к конкретному народу. Основой этнической идентичности является умение индивида распознавать «чужих» и «своих». В этом смысле распознание формируется тогда, когда индивид обладает необходимыми объемами знаний и признаками о своем и чужом этносе. Это может быть материальная и духовная культура, исторические факты и антропологические признаки.

Этническая идентичность формируется в процессе социализации личности, поэтому этапы становления этнической идентичности принято сопоставлять с этапами развития личности. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже выделяет три этапа развития этнической идентичности.

Первый этап – 6-7 лет. В этом возрасте ребенок приобретает свои первые знания о своей этнической принадлежности. Наибольшую значимость здесь играет семья и непосредственное социальное окружение.

Второй этап – 8-9 лет. В этот период ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, осознает этническую принадлежность родителей, место проживания, родной язык.

На третьем этапе, в 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме, ребенок осознает уникальность истории своего народа, специфику традиционной бытовой культуры.

Каждый человек является носителем большого количества идентичностей: по гендерному, возрастному, профессиональному, конфессиональному, политическому и многим другим принципам мы соотносим себя с разными группами (множественная идентичность: я женщина, я студент, я педагог, я ребенок, я сестра, я православная, я русская, я блондинка и т.д.).

Выделение одной общей для всех жителей государства идентичности является тем фактором, который превратит общество в единое целое, позволит надеяться на его интеграцию. Речь идет о иерархически структурированной множественной идентичности, когда одна из них – гражданская идентичность (я – гражданин России) – возвышается как самая главная, общая, связывающая всех граждан страны вне зависимости от этноса, вероисповедания и других культурных особенностей.

Согласно теории разностей, политика мультикультурализма должна быть направлена не только на иммигрантов, но и на представителей коренной культуры, которые в силу различных обстоятельств (физическая или ментальная дееспособность) также борются за право быть «другими». Это все те, кто оказался в невыгодном положении по отношению к доминирующей культуре.

Таким образом, проблемы, которые призван решать мультикультурализм, выходят далеко за рамки простой этнической (культурной) инаковости. Политика мультикультурализма подразумевает уравнивание в правах всех групп населения.

В широком смысле мультикультурализм – политика по гармонизации отношений между государством и различными меньшинствами.

Таким образом, политика мультикультурализма предполагает, прежде всего, культурное воспитание всех людей, проживающих в конкретном государстве, включая представителей большинства, в духе взаимности, терпимости и признания культурных особенностей каждого человека.

Такой подход выходит за рамки этнокультурной проблематики, представляет собой педагогику человеческих отношений, нацеленную на развитие личности, когда каждый принимается таким, каков он есть, всеми остальными членами общества.

Поэтому, кроме признания и принятия национальных культурных различий, мы говорим и о социокультурной инаковости, и об индивидуальных особенностях, например, людей с физическими недостатками, с низким социальным статусом. Речь идет о представителях любых меньшинств, ценности которых не ущемляют права других людей и не нарушают законы государства, в котором они проживают.

(Ковыльникова Т.С. Поликультурное образование: учебное пособие, Тверской государственный университет)

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)