Пробелы в праве
В настоящий момент в России действуют свыше 5 тыс. федеральных законов и несколько десятков тысяч подзаконных актов. Однако даже в таком многообразии не всегда находится норма права, регулирующая ту или иную ситуацию. Отсутствие подходящей нормы называется пробелом в действующем праве.
Пробел — серьезный недостаток законодательства, привлекающий повышенное общественное внимание и вызывающий острую критику деятельности законодательных органов. Поэтому факт пробела может быть констатирован при соблюдении следующих условий:
- речь идет о ситуации, которая требует правового регулирования;
- факт отсутствия нормы установлен в процессе применения права компетентным субъектом (судом, инспектором и др.);
- отсутствие подходящей нормы связано с появлением новых общественных отношений, не известных в момент издания норм, или с дефектами в формулировках норм права.
Пробелами в праве не могут быть признаны и не являются:
- Неясность нормы (например, ввиду туманной формулировки законодателем).
- Намеренный отказ законодателя установить норму для регулирования данных отношений (выведение из сферы правового регулирования домашнего воспитания детей родителями и проч.).
- Ошибка гражданина или правоприменителя (например, неспособность гражданина или должностного лица найти подходящую норму).
Пробелы в праве — нежелательное явление для правового регулирования, поскольку правоприменителю непонятно, на какую норму опереться, чтобы решить ту или иную правовую ситуацию. При этом ни один государственный орган или должностное лицо не вправе отказываться от применения права под предлогом пробела в праве. Значит, пробелы необходимо восполнять или преодолевать.
Восполнение пробела в праве находится в компетенции правотворческих органов. В России оно происходит путем принятия нового нормативного правового акта либо внесения изменений или дополнений в уже действующий. В странах англо американской правовой семьи судебная власть также участвует в восполнении пробелов в праве посредством формулировки новых прецедентов.
От восполнения пробела в праве следует отличать его преодоление.
Преодолевают пробелы органы исполнительной или судебной власти непосредственно в ходе применения права. Они не создают новую норму права и не восполняют пробел, а решают дело вопреки пробелу с помощью аналогии закона и аналогии права.
Применяя право по аналогии, государственный орган и должностное лицо, по сути, выступают в роли законодателя в конкретном деле. Поэтому использование аналогии в процессе применения права должно быть оправдано ситуацией и разрешено законом.
В частности, Уголовный кодекс РФ запрещает применение закона по аналогии, дабы не расширять возможности судов по привлечению граждан к уголовной ответственности.
Гражданское и семейное законодательство, напротив, допускают аналогию. Например, в Гражданском кодексе РФ установлены правила приобретения собственности по давности на недвижимое имущество (земельные участки, дома и т. п.).
На основании аналогии закона эти же правила применяются в отношении прочих вещей. По аналогии права формулировалась обязанность субъектов действовать добросовестно при реализации гражданских прав и обязанностей. Также по аналогии права могут определяться субъективные права и обязанности членов семьи.
- Значение партнерства
- Научные подходы к проблеме глобализации
- Государство, право, экономика
- Социальное государство в современной РФ
- Истоки идеи социального государства
- Понятие и признаки социального государства
- Гражданское общество в РФ: проблемы и перспективы развития
- Признаки и структура гражданского общества
- Гражданское общество: понятие и развитие концепции
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу