Принцип систематичности

Этот принцип требует определенной системы и последовательности в процессе физического воспитания. Особенности реализации принципа систематичности в процессе физического воспитания определяются двумя его специфическими сторонами: формированием двигательных умений и навыков, с одной стороны, и воспитанием физических качеств – с другой, иначе говоря, спецификой решения образовательных и оздоровительных задач, что достигается, как известно, направленным воздействием физических упражнений на организм и психику человека.

Рациональное и эффективное воздействие физическими упражнениями возможно лишь при условии учета их острых и следовых влияний. Закономерностями этих влияний и определяется построение конкретной системы и последовательности применения средств физического  воспитания.

Сначала рассмотрим вопрос об обусловленности принципа систематичности закономерностями формирования двигательных навыков. Систематичность и последовательность – важнейшие условия процесса обучения движениям. Двигательные навыки по своему физиологическому механизму представляют сложные системы условных двигательных рефлексов, закрепляющиеся в конечном итоге в виде динамических стереотипов и функциональных систем корковой деятельности.

Следовательно, процесс формирования двигательных навыков, подчиняясь закономерностям образования рефлексов, требует определенной системы и последовательности воздействий. Прежде всего должна быть разработана система методов и приемов обучения. Этим создается внешний стереотип раздражителей, на который вырабатываются нужные двигательные реакции. Значение словесных и наглядных методов обучения мы уже рассматривали в связи с предыдущими двумя принципами.

Здесь важно подчеркнуть роль системы и последовательности применения этих методов в каждый отдельный момент формирования двигательного навыка.

Интересно
Оптимизация учебного процесса, т. е. его наилучший вариант, зависит от того, насколько верно выбраны и сочетаются между собой словесные и наглядные методы обучения в каждый момент, насколькоони своевременно введены или исключены, насколько рациональна их последовательность.

Так, вначале, когда строится сложное движение, методы наглядного воздействия должны быть довольно разнообразны; в дальнейшем, при достижении автоматического управления движениями, положительная роль некоторых из этих методов переходит в свою противоположность.

Если вовремя не исключить дополнительные зрительные и звуковые ориентиры, а также направляющую помощь, то они станут настолько привычными компонентами обстановки, что безних обучающийся не сможет выполнять изучаемое движение.

Не менее существенна система применения практических методов и приемов обучения – методов строго регламентированного упражнения, игрового и соревновательного методов. Так, в зависимости от сложности структуры двигательного акта освоение его может происходить либо путем целостного воспроизведения методом целостного упражнения, либо путем расчленения на отдельные части (подсистемы) методом расчлененного упражнения с последовательным объединением частей в целое (по терминологии Л.П. Матвеева).

Подробно вопросы об использовании перечисленных методов рассматриваются в соответствующем разделе курса теории и методики физического воспитания. Здесь следует отметить только их основное значение.

Как известно, в практике физического воспитания формируются навыки выполнения действий со сложным двигательным составом
и структурой. Одним из условий образования корковых динамических стереотипов является повторное, многократное воспроизведение всей системы условных реакций целиком.

Но при попытках выполнить сложное движение целиком допускаются значительные неточности во многих его фазах. Исправлять все ошибки одновременно нельзя в связи с ограниченными возможностями распределения внимания. В этом случае целесообразнее разучивать движение по частям, уточняя подсистемы его, тем более что ошибки, допускаемые в одной фазе, зачастую являются причиной искажения движения в последующих.

Поэтому в тех случаях, когда имеется возможность расчленять сложное движение без существенных искажений частей, метод расчленения  убыстряет процесс обучения и повышает его качество. Здесь полностью оправдывает себя система узких двигательных задач, широко применяемая в гимнастике, плавании и других видах спорта и физических упражнений.

В процессе обучения чаще всего сочетаются в определенной системе последовательности оба метода – целостного и расчлененного упражнения. Успех будет зависеть от того, как и когда будут найдены их оптимальные соотношения. При обучении сложным движениям пользуются системами подготовительных и подводящих упражнений в строгой методической последовательности.

Интересно
Применение подводящих упражнений основано на явлении переноса навыков, которое подробно разбирается в разделе курса теории и методики физического воспитания, посвященном обучению движениям. В лекции необходимо рассмотреть это явление как одну из закономерностей формирования двигательных навыков, обусловливающих систематичность построения процесса обучения.

При одновременном и последовательном формировании навыков выполнения сложных двигательных действий, имеющих между собой сходство в структурах, одни навыки влияют на другие, что определено сходством в протекании нервных процессов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)