Принцип наглядности

Этот принцип обязывает педагога строить процесс физического воспитания, обеспечивая необходимую наглядность при обучении и воспитании. Чтобы понять сущность этого принципа, надо прежде всего четко определить, что понимается под наглядностью. Слово «наглядность» ассоциируется со словом «глядеть», и это иногда приводит к ограниченному пониманию наглядности, как и к воздействию только на зрительный анализатор.

На самом же деле наглядность – результат воздействия на все органы чувств в целях создания наиболее полного и разностороннего представления о предметах и явлениях объективного мира.
В полном соответствии с теорией познания были вскрыты и физиологические механизмы процесса познания. Этому также в значительной мере способствовали классические работы выдающихся отечественных физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова, а также их учеников и последователей.

Научная достоверность их открытий заключается прежде всего в том, что исследователи с самого начала стояли на твердых материалистических позициях. Физиологическим обоснованием принципа наглядности является учение И.П. Павлова об анализаторах, составляющих первую сигнальную систему отражения внешнего мира.

Интересно
В свете данного учения несомненно то, что управление движениями будет тем успешнее, чем полнее и тоньше будут анализироваться эти движения нашими органами чувств, оценивающими движения в пространстве, во времени и т. п. Информация должна поступать не от одной какой-либо анализаторной системы, а от нескольких одновременно.

Данные исследований подтверждают и углубляют представление о том, что в основе поведенческих актов лежит образование функциональных систем. При этом особенно важно подчеркнуть, что функциональные системы формируются, осуществляются на основе афферентного синтеза, иначе говоря, интеграции чувственных раздражений, дающих непрерывную и разностороннюю информацию о всех процессах и явлениях, происходящих внутри и вне организма.

Из приведенной физиологической концепции вытекает ряд методических положений по обеспечению наглядности в процессе физического воспитания. Методически оформляя процесс обучения движениям, мы должны создать необходимую в каждый момент афферентацию.

Этот вопрос очень широк и выходит за рамки настоящего пособия. Он конкретизируется в разделах, посвященных методам физического воспитания и характеристике обучения движениям.

Характеризуя общие методические пути обеспечения наглядности в процессе физического воспитания, нельзя не вспомнить требование К.Д. Ушинского, чтобы при обучении принимали участие как можно больше органов чувств – глаз, ухо, чувство мышечных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус.

Специфика физического воспитания, конечно, не позволит использовать при осуществлении педагогического процесса абсолютно все органы чувств занимающихся.

Но будет вполне достаточным, если педагог полностью использует возможности воздействовать на те органы чувств, которые могут содействовать улучшению двигательной функции человека. На практике этодалеко не всегда достигается в полной мере и правильно. Практически наглядность осуществляется в таких формах чувственной (первосигнальной) наглядности, как зрительная, звуковая и двигательная.

К методам, обеспечивающим наглядность, следует отнести и применение образного слова, которое содействует чувственным представлениям. Подробно методы и приемы наглядного воздействия излагаются в соответствующем разделе курса теории и методики физического воспитания. Здесь же уместно дать их общую характеристику.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)