Пример организации системы поиска на сайте МК

Однако все не так просто, хотя именно по такому пути пошли традиционные СМИ в самом начале своего проникновения в сеть. Да и многие именно так и продолжают двигаться, засоряя интернет не­читаемыми клонами бумажных изданий.

Обычно создание электрон­ной версии происходило по следующей схеме: назначался человек, который на общественных началах брал текущую версию газеты, с помощью WYSIWYG-редактора переводил его в HTML и выкладывал на сайт. При этом не задавался вопрос ни о целесообразности, ни об экономической модели, ни о целевой аудитории данного интер­нет-издания.

В результате 80% всех электронных версий газет не работают, так как для того чтобы они работали, нужно переструктурировать мате­риал, изменить язык и дизайн, снабдить поиском и гиперссылками, организовать обсуждения, а не ограничиваться только сменой носи­теля.

Иными словами, превратить плоскую газету в многомерный гипертекст, а это уже совсем другая квалификация и другой профес­сионализм, к которому доонлайновая журналистика просто не гото­ва. Нет ни кадров, ни философии. Кроме того, есть рыночные пара­метры, например, на интернет-версии деньги заработать сложно пер­вое время, а страх, что электронная версия заслонит собой бумаж­ную, остается.

Существуют также проблемы авторского права и др. И главное — веб-проект, например, газеты «Независимая газета» — это не электронное приложение к газете «Независимая газета». Это от­дельное и в значительной степени независимое (организационно, художественно, технологически) от газеты издание — «Web-Незави­симая газета». Следовательно, и управлять им надо не как подотде­лом, а как отдельным предприятием в медиаходдинге.

Если подытожить сказанное, то основные причины неуспеха веб-клонов следующие.

  1. Игнорирование специфики гипертекста и его лексических осо­бенностей. Например, в газете можно написать «Как мы писали в выпуске за 31 октября», в сети следовало бы написать так: «В публи­кации <название публикации и/или аббревиатура издания> 31 октября <ссылка на публикацию>».

Кроме того, гипертекст представ­ляет уникальную возможность связывать материалы, давая так назы­ваемые «ссылки по теме», которые позволяют читателю проследить всю историю развития того или иного события. При создании электронной версии обычного СМИ эта возможность почти всегда игнорировалась.

  1. Примитивные технологии и отсутствие автоматизации. Под прими­тивными технологиями подразумевается пакет из WYSIWYG-редактор, предназначенный для быстрого создания нескольких HTML-документов человеком, владеющим компьютером на уровне пользователя. Это провоцирует ошибки в проектировании, нерациональ­ность кода и усложненную негибкую структуру сайта.

В результате достаточно быстро разрабатывается страница и вы­вешиваются без особых проблем первые два-три выпуска. Однако уже очень скоро появляется необходимость открыть новый раздел, изменить дизайн старых, включить новую интерактивную службу.

Но выясняется, что объем работы веб-мастера при этом растет по гео­метрической прогрессии, так как каждое изменение затрагивает из­менения многих страниц сайта, а то и всего сайта. В результате сайт перестает регулярно обновляться, а то и вовсе забрасывается. Мерт­вый веб-проект — лучшая форма антирекламы издания.

Ситуация улучшится только после того, как инициаторы веб-версии поймут, что сайт требует профессионального подхода и соот­ветствующих затрат, а также тот факт, что речь идет не о версии ста­рого издания, а создании нового издания.

В идеале создание интернет-версий обычных изданий должно происходить по схеме: один источник информации — две редакции. Одна редакция — обычная, вторая — специализированная интернет-редакция, которая готовит полученную информацию для сети и за­нимается именно деятельностью интернет-версии.

Пример такого подхода показали традиционным СМИ медиа-проекты, рожденные в самом интернете. Именно они изначально стали полностью использовать особенности интернета, включая ав­томатизированные системы публикаций, системы управления контентом, интерактивные разделы, поисковые системы и т.п.

Этот опыт уже потом освоили традиционные СМИ. Удачный при­мер — это сайт ntv.ru. История его создания сама по себе интересна: А. Носик, ведущий «Вечернего Интернета», был приглашен в качестве редактора и, используя опыт создания авторского проекта, создал пер­вое интернет-СМИ — gazeta.ru, а спустя несколько лет, опять же ис­пользуя наработанный опыт, выступал в качестве консультанта при создании ntv.ru. Вот что он сам писал о сайте НТВ.Ру:

Этим проектом стал сервер НТВ.Ру, предлагающий, наряду с оперативной новостной информацией, кадры и видеосюжеты телеком­пании НТВ первое русскоязычное СМИ, сделавшее ставку на полно­ценную мультимедийность при подаче информации.

В 1998—99 го­дах для такого проекта на русском рынке попросту не было места: абсолютное большинство пользователей рунета не имело техниче­ской возможности сгружать по сети и просматривать сколько-нибудь значительные объемы графики или видео.

Но к осени 2000 го­да, когда сервер НТВ.Ру был впервые представлен публике, в руне-те уже насчитывалось достаточное количество читателей, мо­гущих и желающих получать полноценно иллюстрированные ново­сти. В результате к весне 2001 года проект НТВ.Ру прочно «прописался» в тройке наиболее посещаемых новостных интернет-ресурсов, потеснив прежних лидеров».

По данным исследователь­ской компании КомКон-2, за I квартал 2001 года ежемесячная ау­дитория сервера НТВ.Ру в России достигла 397 000 человек, в том числе 88 000 пользователей в одной только Москве. Динамика по­сещаемости сервера свидетельствовала, что интерес к нему воз­растает по мере появления в новостях зрелищных сюжетов — та­ких, например, как затопление станции «Мир».

Успех новостных проектов мультимедийного жанра был подтвержден и сервером ил­люстрированных спортивных новостей — НТВ-Спорт.Ру. Этот проект, использующий в своих материалах кадры и видеопотоки спортивной службы НТВ+, получил в 2001 году Национальную ин­тернет-премию за лучший спортивный сайт.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)