Применение права – особая форма реализации права

Зачастую действий самого управомоченного субъекта бывает недостаточно для реализации своих прав либо обязанное лицо по тем или иным причинам не исполняет свои обязанности, не соблюдает запреты. В таких случаях возникает необходимость в особой форме реализации прав – правоприменении (правоприменительной деятельности).

Правоприменению свойственны следующие отличительные черты (см. рисунок).

Особые субъекты. Применение права возлагается на государственные органы, должностных лиц. Речь идет о различных органах исполнительной власти (чиновники министерств, ведомств, служб, агентств) или о судах. Однако отдельные акты применения права принимают также негосударственные организации в рамках предоставленных им полномочий. В их числе работодатели (начисление зарплаты, объявление выговора и проч.), учебные заведения (прием абитуриента в вуз, отчисление студента и т. п.), страховые компании (признание случая страховым) и др.

Правоприменители не участвуют в правоотношениях между субъектами, кому они помогают реализовывать права или кого привлекают к ответственности. Так, суд разрешает спор между банком кредитором и заемщиком, не становясь стороной их договора; инспектор устанавливает факт превышения скорости водителем и налагает на него штраф, но обязанность водителя уплатить штраф — это обязанность не перед инспектором, а перед государством; налоговая служба принимает решение о регистрации юридического лица, но не становится его учредителем.

Особые случаи. Правоприменение требуется далеко не во всех случаях реализации права. Фигура правоприменителя необходима лишь в случаях, когда иные формы реализации по тем или иным причинам не достигают цели (гражданин не может воспользоваться своими правами, обязанности не исполняются, а запреты не соблюдаются).

Правоприменительный акт необходим, когда правоотношение не может возникнуть, измениться или прекратиться без решения уполномоченного государственного органа. Например, для регистрации нового юридического лица требуется решение государственной налоговой службы, для назначения пенсии — решение Пенсионного фонда РФ, для призыва в армию — решение призывной комиссии.

Применение права необходимо для разрешения спорных ситуаций: руководитель рассматривает жалобу граждан на решение своего подчиненного, суд определяет порядок использования жилого дома несколькими собственниками и др.

Наконец, применение права обеспечивает применение мер юридической ответственности: сотрудник дорожной инспекции налагает штраф за нарушение правил дорожного движения; суд выносит решение, обязывающее ответчика возместить причиненный истцу ущерб.

Властный характер. В отличие от договора, соглашения применение права носит односторонний государственно властный характер: одно лицо принимает решение, другое — обязано подчиниться. Применение права как властная деятельность осуществляется уполномоченными лицами. Специальные нормы устанавливают, кто, в каких случаях, в каком порядке и с каким результатом применяет право. Это необходимое ограничение власти правоприменителя, призванное исключить возможные злоупотребления и превышение полномочий с его стороны.

Специфика властных полномочий правоприменителя в том, что он не только вправе, но и обязан ими воспользоваться в установленных нормой случаях, как в ответ на обращение заинтересованных лиц (например, регистрация брака, рассмотрение искового заявления), так и вопреки воле других субъектов (например, применение мер административной ответственности к водителю за нарушение правил дорожного движения).

Если же должностное лицо отказывается от совершения правоприменительных действий без законных оснований, заинтересованное лицо вправе обжаловать его действия его начальству или в суд и требовать понудить его совершить эти действия.

Четкая процедура. Применение права осуществляется в особом порядке, именуемом правоприменительной процедурой. Наиболее подробно правоприменительная процедура регламентирована в органах следствия и судах. В России и во многих других странах действуют специальные процессуальные кодексы.

Например, следователь полномочен возбуждать уголовное дело в отношении того или иного лица лишь при наличии достаточных поводов, обязан вести следствие и привлекать подследственного в качестве обвиняемого по строго установленным правилам. За их нарушение ему самому грозит ответственность. Для органов исполнительной власти аналогичную процедуру устанавливают не только законы, но и подзаконные акты (регламенты, инструкции, положения и т. п.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)