Президенциализация современного государственного правления и политики

Хотя институциональные дизайны современных демократических государств остаются относительно неизменными, тем не менее реальная практика функционирования государственного управления и политики изменяется.

Последние тенденции характеризуются таким общим процессом, как президенциализация политики. Президенциализация означает процесс, при котором институциональные режимы становятся все более президентскими по своей актуальной деятельности без изменения в большинстве случаев формальной структуры, т. е. типа правления.

В основе данного процесса лежит ряд структурных и случайных причин, которые по- рождают тенденцию усиления персонального лидерства в политике и управлении. Эти процессы характерны для многих стран, таких как Великобритания, Япония, Бельгия и др., где за последние десятилетия явно усилилась власть премьер-министра без особых правовых изменений.

В основе президенциализации лежат взаимосвязанные изменения в международных и внутренних условиях деятельности современного государства. Так, глобализация приводит к интернационализации политики и повышению роли персонального лидерства на уровне глобального политического управления.

Возрастание роли национального государства связано с его институциональной дифференциацией и плюрализмом, что сопровождается централизацией власти для усиления координации усложнившейся структуры государственного управления, а также секторизацией выработки политики, когда падает влияние коллективного управления и усиливается взаимодействие соответствующих министров с главой исполнительной власти.

На президенциализацию влияют и социальные условия, размывание социальных расколов и формирование более однородной структуры интересов, которые могут быть представлены консенсуальным лидером. Средства массовой информации вносят в этот процесс свои коррективы, заставляя упрощать коммуникационное взаимодействие политиков с населением путем символизации политики лидером, а не путем сложного объяснения существа политических программ.
Выделяют три основные формы президенциализации: президенциализация в исполнительной власти, внутрипартийная президенциализация и электоральная президенциализация. Президенциализация в исполнительной власти характеризуется повышением роли главы исполнительной власти и связана, во-первых, с ростом зон автономного контроля над дифференцированными секторами политики и управления, во-вторых, с усилением институциональной способности лидера преодолевать сопротивление других.

Внутрипартийная президенциализация определяется формированием лидерского характера партий, в которых явно отмечаются преимущества для занятия лидерских позиций. Электоральная президенциализация связана с тем, что лидерство становится эффективным механизмом мобилизации электората и регулирования электорального поведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)