Предварительные таможенные операции в системе таможенной деятельности

Технология перемещения товаров через таможенную границу состоит из двух этапов: предварительных операций и таможенного декларирования. К предварительным таможенным операциям относится совокупность действий, предшествующих основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определённую таможенную процедуру.

Интересно
Основной целью предварительных таможенных операций является ускорение и облегчение дальнейшего производства таможенного декларирования, идентификация товаров и транспортных средств, недопущение ввоза на таможенную территорию ЕАЭС (или вывоза с неё) запрещённых к перемещению через таможенную границу товаров.

В отношении морских, речных и воздушных судов, пересекающих таможенную границу РФ без остановки их в портах или приземления в аэропортах, расположенных на таможенной территории ЕАЭС, предварительные таможенные операции не применяются.

Ответственность перед таможенными органами за товары и транспортные средства (включая и уплату таможенных платежей) в период проведения предварительных таможенных операций, вплоть до момента помещения их под определённую таможенную процедуру, несёт перевозчик. По их завершении оформленные документы передаются сотрудниками таможенного органа в соответствующие подразделения, производящие таможенное декларирование.

Началом процедуры предварительного таможенного оформления при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию считается время подачи перевозчиком в таможенный орган уведомления о пересечении таможенной границы. Причём его подача является обязательной и при ввозе товаров и транспортных средств с территории свободных таможенных зон и свободных таможенных складов на остальную часть таможенной территории.

Информация для участников внешнеэкономической деятельности и других заинтересованных лиц о форме уведомления, порядке и местах его подачи доводится таможенными органами, в регионе деятельности которых расположены погранично-таможенные пункты пересечения российской границы транспортными средствами при ввозе товаров.

При вывозе товаров и транспортных средств за пределы России необходимо также предварительно уведомить таможенный орган по месту расположения пунктов выпуска их через таможенную границу РФ о намерении совершить такую операцию.

Так, до момента сдачи груза к перевозке по железной дороге грузоотправитель должен заблаговременно, до дня его планируемой погрузки, представить в таможенный орган товаросопроводительные документы о намерении вывезти груз, а также другого рода разрешительные документы, позволяющие принять решение о возможном выпуске грузов с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с заявленной процедурой.

Документы, выступающие в качестве уведомления таможенного органа, регистрируются в установленном порядке, и назначается время окончательного таможенного оформления. Местом нахождения груза во время основного таможенного оформления может быть склад временного хранения или подъездной путь предприятия – участника внешне-экономической деятельности.

Истоки возникновения предварительного информирования в ЕАЭС лежат в Рамочных стандартах безопасности (SAFE, Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade) Всемирной таможенной организации. Сегодня она объединяет 182 таможенные администрации по всему миру, на долю которых приходится до 98% мировой торговли. Первую версию стандартов Совет Всемирной таможенной организации принял в июне 2005 года, а последнее издание было опубликовано в 2018 году.

Интересно
Среди основных целей в них заявлены сдерживание международного терроризма, обеспечение сбора доходов в госбюджет и содействие упрощению процедур торговли во всем мире. Стандарты построены на трёх опорах безопасности: взаимодействии таможенных служб, их партнёрстве с предпринимательским сообществом и сотрудничестве между таможенными службами и другими государственными контролирующими органами.

Каждая из опор имеет свой набор стандартов, которые раскрывают понимание их содержания. Так, стандарт № 6 первой опоры предписывает, что в целях оценки рисков таможенным органам следует требовать своевременного предоставления предварительной электронной информации.

Логическое развитие нормы предварительного информирования из стандартов безопасности получили в ТК ЕАЭС.

Для формирования образа предварительного информирования следует обратиться к таким определениям, как: «электронный вид документа», «электронный документ».

Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года («Протокол об информационно-коммуникационных технологиях», Приложение № 3) определено, что: «электронный вид документа» – это информация, сведения, данные, предоставленные в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи и обработки с использованием информационно-коммуникационных технологий с соблюдением установленных требований к формату и структуре.

«Электронный документ» – это документ в электронном виде, заверенный электронной цифровой подписью и отвечающий требованиям общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде.

Согласно ст. 2 ТК ЕАЭС предварительной информацией являются «сведения в электронном виде о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу ЕАЭС; транспортных средствах международной перевозки, перевозящих такие товары; времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС; пассажирах, прибывающих на таможенную территорию ЕАЭС».

Правовой основой предварительного информирования о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС различными видами транспорта, служат:

  • Решение Коллегии ЕЭК от 10.04.2018 № 51 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом»;
  • Решение Коллегии ЕЭК от 17.04.2018 № 56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом»;
  • Решение Коллегии ЕЭК от 17.04.2018 № 57 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС железнодорожным транспортом»;
  • Решение Коллегии ЕЭК от 24.04.2018 № 62 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС воздушным транспортом»;
  • Приказ ФТС России от 05.07.2012 № 1345 «Об утверждении порядка использования в рамках системы управления рисками предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию РФ автомобильным транспортом, и транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары».

Положениями ст. 11 ТК ЕАЭС определено, что предварительная информация представляется с целью оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение, до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС, что в полной мере соответствует рекомендациям Рамочных стандартов безопасности Всемирной таможенной организации.

Предварительная информация используется таможенными органами для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля. Таким образом, единожды подав таможенным органам сведения о ввозимом товаре (в целях оценки рисков), возможно использовать эти сведения для совершения таможенных операций (например, для помещения товаров на временное хранение).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)