Представление о памяти с точки зрения различных психологических школ

Различные направления психологии внесли свой вклад в понимание процессов памяти. Эти закономерности представлены в табл. 8.3.

Интересно
Особое внимание процессам памяти уделяет когнитивная психология, в центре интересов которой лежат все познавательные процессы. В когнитивной психологии память рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации у человека.

При этом используется метафора «компьютера» — сложного устройства, предназначенного для обработки информации, и состоящего из ряда составных блоков (центрального процессора, блока оперативной и долговременной памяти и т. д.).

Важнейшей задачей, стоящей перед психологами сегодня, является понимание того, как информация, полученная человеком из эпизодической памяти, превращается в базовые знания.

С точки зрения когнитивной психологии сенсорная информация сначала перерабатывается в периферических видах памяти, затем попадает в вербальную кратковременную память, где происходит предварительная обработка и сохранение информации о текущих событиях, дальше после детальной и последовательной обработки информации происходит долговременное запоминание, относительно больших объемов информации в течение достаточно длительного времени.

Нужно сказать, что за последнее время когнитивная психология достигла определенных успехов в изучении процессов памяти, хотя не все виды памяти носят чисто информационный характер. Действительно, образная и словесно-логическая виды памяти относятся к сфере познавательных процессов, и здесь мы смело можем оперировать понятиями только когнитивных процессов.

А вот память эмоциональная и двигательная может быть отнесена к эмоциональным и регуляционно-волевым процессам, и там нельзя все свести только к информационным потокам.

Тем не менее можно отметить, что распространение основных принципов теории информации на все уровни и виды процессов памяти, включая и психологический их уровень, не только возможно, но и оправданно, так как позволяет перейти от общих рассуждений к этапу моделирования работы памяти.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)