Предпосылки обретения отечественной педагогикой с 20 по 30 е года

20-­е гг. представляют особый интерес для исследователей в области истории педагогики, истории социального воспитания и истории детского и юношеского движения. Это период чрезвычайного энтузиазма и пафоса.

Как и ожидалось, в начальный послереволюционный период открылись новые возможности для воплощения гуманистических педагогических идей, связанных с ориентацией на природу ребенка, с пробуждением и са­моразвитием всех его природных сил, с воспитанием активной, творческой личности, способной строить и свою собственную жизнь, и жизнь общества. Эти идеи нашли отражение в «Декларации о единой трудовой школе» («Основные принципы единой трудовой школы», 1918 г.).

Известный исследователь истории советской педагогики Л.А. Сте­пашко отмечала, что вместе с тем это и период формирования в острой борьбе разных, подчас противоречивых, идеологий внутри самой марксистской педагогики, ориентированной на достижение морально­-политического единства советского народа.

Педагогика этого периода, как писала Сте­пашко, содержала в себе антиномичные подходы: социоориентированный (с акцентом на идеи человека как совокупности социально­ производственных функций) и антропоориентированный (с установкой на индивидуальные особенности личности, на развитие ее природных сил и способностей).

Это придавало научно­педагогическому мышлению опре­деленный динамизм, широту научного диапазона, диалектичность. Се­годня очевидно: идеи, связанные с «идеалами коммунистического воспи­тания», содержат и то, что следует признать исторически преходящим (действующим только в определенных исторических условиях), и то, что составляет несомненную ценность для современной личностно­ ориентированной педагогики.

Интересно
Одним из важнейших принципов нового социального воспитания (послереволюционного), отличающим его от прошлого (дореволюционно­го), стал принцип связи воспитания с жизнью, с практикой социалистического строительства через включение учащихся в эту жизнь и в это строи­тельство.

Таким образом, можно говорить, что цель воспитания и его процесс рассматривались как вписывание ребенка в соответствующий социальный мир, как его «социализация», то есть как усвоение норм, правил, ценностей, в том числе политических, принятых в данном обществе.

Осуществить эти цели необходимо было в короткие сроки, поэтому применялись меры насильственного воздействия.

Заместитель наркома просвещения М.Н. Покровский подчеркивал необходимость заставить «детские массы» жить общественной жизнью

Именно общест­венную жизнь он оценивал как самое красивое, а потому и самое привлекательное для детей в новом быте. Как видно, для профессионального революционера и ученого М.Н. Покровского не было сомнения относительно правомерности принуждения на пути приведения человеческих масс ко всеобщему счастью.

Однако уже тогда у самих «масс», в том числе дет­ских, этот подход вызывал не только непонимание, но и отторжение, а за­частую и враждебность. Это стало значимой причиной трудностей, связан­ных с удержанием подростков в детских и юношеских организациях.

В 20-­е гг. понятие «социального» наполняется классовым, партийно­-политическим содержанием, что было обусловлено идеалами и ценностя­ми, распространяемыми коммунистической партией. Тем самым социаль­ное воспитание превращалось в идейно-политическое.

Если иметь в виду, что социальное несет в себе ценности общества, принятые им, способствующие его самосохранению и воспроизведению, становится понятным представление о социализации как о массовом «осо­циалистичивании» (по меткому выражению Л.Ю. Гордина).

Ядром духов­ного развития личности социалистического типа объявляются идейная коммунистическая убежденность, политическая и трудовая активность, верность идеалам строительства коммунизма.

Важнейший путь решения этой проблемы видели в завоевании соз­нания, воли, чувств масс через вооружение их единым, и единственным, марксистско­ленинским мировоззрением, которое стало главной ценно­стью советского общества. В результате социальное воспитание осуществ­лялось, в первую очередь, через политическое воспитание.

Интересно
Школе придавалось новое политическое звучание: она, согласно по­ зиции В.И. Ленина о том, что «школа вне политики ­ ложь и лицемерие», мыслилась как орудие не только воспитания обучающихся в ней детей, а и перевоспитания всех слоев населения в духе коммунистических идеалов пролетариата, то есть адаптирования их к новым условиям жизни, новым ее ценностям.

Однако школа, в традиционном ее виде, с учителями, не ставшими на большевистские позиции, не могла решать новые задачи вос­питания. Компенсировать недостаток воспитывающего влияния школы призваны были детская (пионерская) и юношеская (комсомольская) ком­мунистические организации.

И они действительно были созданы для наиболее эффективного по­знания разнообразных сторон общественной жизни и отношений и приоб­ретения опыта этой жизни и этих отношений.

Реализация этого «предна­значения» не была однозначной как в содержательном наполнении опреде­ленными смыслами, так и в допустимой мере социального и индивидуаль­ного в личности. Не был однозначным и отбор методов педагогического воздействия, так как основывался на отношении к личности лишь как персонифицированному воплощению общественных отношений и социальной структуры общества.

Личность в данной системе воспитания выступает объектом влияния этих отношений, и в то же время она черпает в них силу и уверенность, а возникающие отношения, в свою очередь, становятся фактором и условием преобразования природы людей.

Индивидуальное воздействие при этом не ориентируется на раскрытие уникальных, глубин­ных внутренних сил и способностей личности, которые не вписываются в довольно жесткие рамки обозначенного типа личности.

Социально­политический характер воспитания обусловил присутст­вие в истории детского и юношеского движения двух линий: политической и собственно педагогической, которые находились в сложных отношениях

Гуманистическая природа самой педагогической деятельности побуждала педагогов искать способы решения политических задач, наиболее опти­мальные и соответствующие возрастным и индивидуальным особенно­стям подростков.

В этом процессе было немало трудностей и просчетов: так наиболее сложной задачей оказался учет возрастных особенностей, индивидуальных интересов и склонностей

Успешное решение этой задачи вряд ли было возможно при том чрезвычайно высоком уровне политиза­ции, который наблюдался в рассматриваемый период.

Тем не менее, этот опыт с его находками, проблемами и ошибками имеет огромное значение для развивающегося /детского движения в на­стоящее время.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)