Предмет и задачи коррекционной педагогики

Коррекционная педагогика (от лат. correctio – исправляю) – отрасль педагогической науки, которая изучает причины возникновения отклоняющегося поведения у детей и разрабатывает пути и способы его преодоления.

Основные задачи коррекционной педагогики, по мнению И.П. Подласого, так как она сосредотачивает внимание на кризисных явлениях в развитии ребенка и отклоняющемся поведении следующие:

  1. Выявление причин (условий, факторов), вызывающих отклонения в развитии и поведении.
  2. Комплексный анализ факторов, выявление закономерностей возникновения отклоняющегося поведения.
  3. Разработка понятия «норма» в воспитании и применение его к анализу видов, форм, методов исправления отклоняющегося поведения.
  4. Разработка практических методик (технологий) коррекционной работы со школьниками различных возрастных групп.

Объектом коррекционной педагогики выступает личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии, то есть дети, имеющие четыре «Д»: не ярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию (от. лат. deprivatio – лишение), в силу этого, испытывающие школьную дезадаптацию и проявляющие девиацию в поведении.

Выделяется 4 вида психической депривации:

  • двигательная депривация. Возникает при резком ограничении движений ребенка, пеленание грудного ребенка, таит в себе большие опасности и может вызывать эмоциональную вялость, компенсаторныедвижения (раскачивание тела, сосание пальцев и др.). Дети, у которых в силу медицинских причин была ограничена двигательная активность, нередко испытывали состояние депрессии, которая проявлялась вспышками агрессивности, повышенной тревожностью, плаксивостью, обидчивостью;
  • сенсорная депривация. Возникает в результате обедненной среды, нехватке сенсорных раздражителей (тактильных, визуальных, акустических, кинестетических), могут нарушаться внимание, интерес, усилия ребенка, а также происходить физиологические и неврологические нарушения;
  • эмоциональная (материнская) депривация. Возникает при нарушении эмоционально-положительного общения с матерью, ее испытывают дети-сироты, нежеланные дети. Психологи отмечают следующие нарушения развития, вызванные этим видом психической депривации: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, неуверенность в себе, аутизм (замкнутость на себе);
  • социальная депривация. Отсутствие возможности наблюдать разные модели социальных ролей (воспитание в детском доме, неполной семье, семье с искаженными ролевыми функциями) приводит к трудностям формирования собственного «Я», а затем к детским неврозам, различным формам отклоняющегося поведения.

Понятие школьной дезадаптации определяется как нарушение (или не возникновение) равновесия, гармонических отношений между ребенком и школьной средой, при котором страдает ребенок.

Школьной дезадаптацией или школьной неприспособленностью следует называть только те нарушения и отклонения, которые возникают у ребенка под влиянием самой школы, школьных воздействий или оказываются спровоцированными школой, то есть связанными прямо или косвенно с учебной деятельностью и учебными достижениями.

К педагогическим факторам, вызывающим школьную дезадаптацию относятся: несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей группы риска; несоответствие темпа учебной работы на уроке учебным возможностям детей риска; экстенсивный характер учебных нагрузок, преобладание отрицательной оценочной стимуляции, конфликтные отношения в семье, возникающие на основе учебных неуспехов школьников.

К факторам школьной дезадаптации так же можно отнести следующие укоренившиеся традиции, которые отрицательно влияют на развитие учащихся:

  • привычная поза детей во время учебного процесса – сгорбленная и напряженно-неестественная. Исследования показали, что при таком психомоторном и нейровегетативном закрепощении уже через 10-15 мин ребенок испытывает нервно-психические нагрузки и стрессы, сравнимые с теми, что переживают космонавты при взлете;
  • обедненная природными стимулами учебная среда: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными, искусственно созданными элементами, лишающими детей живых чувственных впечатлений. В этих условиях происходят угасание образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей;
  • вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса, «книжного» изучения жизни. Некритическое восприятие готовой информации приводит к тому, что дети не могут свободно развиваться и реализовывать заложенный в них природный потенциал, теряют способность самостоятельно мыслить;
  • дробное, поэлементное изучение знаний, умений и навыков, разрушающее целостность мировосприятия и миропонимания у детей;
  • чрезмерное увлечение методиками интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, что ведет к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции – воображения. И как следствие, к раннему формированию шизоидной психической конституции.

К специальным педагогическим понятиям коррекционной педагогики относятся «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».

Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков.

Коррекция может выступать как специфические действия, направленные на частичное преодоление недостатка или исправление дефекта (коррекция речи, исправление недостатков зрения, слуха и т.д.) или же как единый педагогический процесс.

В рамках единого педагогического процесса выделяют коррекционно-воспитательную и коррекционно-развивающую деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, изменение личностных качеств, развитие способностей.

Коррекционно-развивающее обучение рассматривается как система мер, направленных на решение задач своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Компенсация – сложный и многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.

Результатом школьной дезадаптации выступают хроническая неуспеваемость, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, педагогическая запущенность и  асоциальное поведение.

Социальная реабилитация понимается как процесс включения ребенка с особенностями психофизического развития и поведения в социальную среду, нормальную общественно-полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Коррекционная педагогика относится к отрасли «специальная педагогика» и взаимодействует с такими специальными отраслями педагогического знания и соответственно учебными предметами, такими как:

  • дефектология – наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания;
  • лечебная педагогика или педагогика здоровья, разрабатывающая комплекс «щадящих»- методик образования ослабленных детей;
  • реабилитационная педагогика, изучающая проблемы включения в нормальную жизнь попавших в беду, пострадавших детей;
  • превентивная педагогика, исследующая вопросы принудительного исправления поведения детей и подростков педагогическими средствами;
  • педагогика частных случаев, изучающая особенно сложные случаи воспитания и обучения и создающая методики индивидуального влияния.

Школьная адаптация – процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)