Предмет и содержание товароведения

Название научной дисциплины “Товароведение” является производным от слов “товар” и “ведать” (знать) и означает на современном языке осмысленное “знание о товаре”.
Товароведение как научная дисциплина возникло и формировалось с развитием товарного производства. Товары призваны удовлетворять личные и общественные потребности.

В настоящее время существовавшие ранее различия между товарами, удовлетворяющими личные и общественные потребности, стираются. Примером могут служить такие товары, как самолеты, яхты и проч. В сферу рассмотрения товароведения целесообразно также включить такой объект, как услуги, так как к ним практически полностью применим научный аппарат товароведения. Услуги обладают полезностью, качество услуг определяется набором показателей, которые закреплены в национальных стандартах.

В то же время существуют объекты, обладающие свойствами товара, но пока не рассматриваемые товароведением. К таким объектам относится, например, недвижимость. Следовательно, объектом товароведения являются продукты труда, которые распределяются путем купли-продажи, т. е. приобретают форму товара, и удовлетворяют личные и общественные потребности.

Для того чтобы товары и услуги могли удовлетворить потребности людей, они должны обладать полезностью. С позиций экономической теории полезность определяется как удовлетворение, получаемое потребителем в результате использования приобретенного им блага (в нашем случае товара).

Полезность товара лежит в основе выбора его потребителем. Если потребитель выберет товар А, а не товар Б, то это значит, что товар А для него более полезен. Однако полезность — это не только субъективное удовольствие или польза, получаемая человеком от потребления товара или услуги. Это, скорее, научная концепция, объясняющая распределение денежных средств потребителей между товарами и услугами, приносящими удовлетворение. Именно полезность превращает продукт труда в товар, который обладает потребительной стоимостью.

Товар — сложное многоплановое понятие. Товар — центральная фигура, главное действующее лицо на мировом рынке. Товар — наиболее конкретный носитель материальной и духовной культуры общества, наиболее верный индикатор экономической силы производителя. Товар — это продукт труда, производимый для удовлетворения человеческих потребностей и реализуемый путем продажи или обмена. Товар представляет собой диалектическое единство меновой и потребительной стоимости.

Меновая стоимость характеризует товар с точки зрения его обмена как вещи на другие вещи в определенных пропорциях. Другими словами, меновая стоимость — это пропорция обмена. Стоимость товара определяется общественно необходимым трудом, затраченным на его производство. Денежным выражением меновой стоимости является цена.

Потребительную стоимость товара, несмотря на многогранность этого понятия, в первую очередь следует рассматривать как полезность товара, т. е., как способность товара удовлетворять определенные человеческие потребности. Другими словами, потребительная стоимость — это экономическая категория, проявляющаяся при использовании блага, т. е. это оценка желанности блага, которая в денежном выражении превышает цену этого блага. Таким образом, у потребительной стоимости есть реальная основа для измерения.

Этой основой служат соотношения потребительной стоимости и денежного выражения стоимости — цены. Например, когда у метро вечером продают свежий хлеб, цена батона заметно выше, чем в булочной, где его испекли и где он был куплен изначально. Покупатель, спешащий домой с работы, имеет возможность выбора: вместо того чтобы идти домой, он может сделать крюк и купить батон в той же булочной, сэкономив деньги. Но если он купит хлеб у метро, то кроме пользы от самого хлеба получит еще одну пользу: сэкономленное время и силы, которых ему бы стоил самостоятельный визит в булочную (если он вообще успеет туда попасть до ее закрытия).

Принятие решения о покупке хлеба с переплатой в этой ситуации зависит от чисто субъективных факторов: как каждый из потенциальных покупателей соизмеряет относительную ценность для него сэкономленных сил и времени, с одной стороны, и денежной суммы, которую ему придется заплатить сверх цены булочной за достижение такой экономии — с другой.

Таким образом, под потребительной стоимостью товара понимают ту максимальную пользу, которую товар приносит потребителю. Причем эта польза может носить материальный и нематериальный характер. Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, но проявляется лишь при потреблении или эксплуатации товара, так как лишь при эксплуатации или потреблении товара можно оценить его полезность.

Термин “эксплуатация” относится к товарам, которые в процессе использования расходуют свой ресурс (одежда, обувь, бытовая техника и т. п.). Например, обувь в процессе эксплуатации изнашивается и/или выходит из моды (морально устаревает).

Термин “потребление” относится к товарам, которые в процессе использования расходуются сами (продукты питания, стиральные порошки, лакокрасочные товары и т. п.).

Итак, способность товара удовлетворять конкретные человеческие потребности делает его полезным, а полезность товара определяет его потребительную стоимость.
Каждый товар обладает множеством свойств. Однако его потребительную стоимость формируют только те из них, которые обусловливают полезность. Потребительная стоимость товара проявляется в момент использования. Если товар не используется, то он будет обладать не реальной, а потенциальной полезностью. Потенциальная полезность отражает многообразие возможностей производителя, а реальная полезность — многообразие запросов потребителей.

Например, мебель, выпущенная на фабрике и хранящаяся на складе из-за отсутствия на нее спроса, будет обладать потенциальной полезностью (потенциальной потребительной стоимостью). Кроме этого, мебель будет обладать и стоимостью, так как для ее производства был затрачен общественно-необходимый труд.

Таким образом, потребительная стоимость в зависимости от характера проявления может быть:

  • потенциальной;
  • реальной.

В зависимости от характера потребления продуктов труда потребительную стоимость подразделяют:

  • на индивидуальную;
  • общественную.

Индивидуальной потребительной стоимостью обладают продукты труда, произведенные не для обмена и продажи, а для личного потребления. Эти продукты труда не попадают в сферу обращения, не становятся предметом купли-продажи, не приобретают форму товара, а потому не являются объектом товароведения.

Потребительные стоимости этих продуктов труда оцениваются не с позиций общественных потребностей, а с позиций индивидуальных потребностей их создателей. Индивидуальная потребительная стоимость определяется естественными свойствами продуктов труда (физическими, химическими, биологическими). Например, индивидуальной потребительной стоимостью характеризуется продукция, выращенная для личного потребления на приусадебном участке.

Общественная потребительная стоимость свойственна продуктам труда, которые созданы не для личного потребления производителя, а для других членов общества.
Общественная потребительная стоимость оценивается с позиций общественных потребностей. Потребление товаров по своей сущности имеет общественный характер. Производимые товары служат для удовлетворения потребностей общества.

Однако, хотя потребление и носит общественный характер, оно проявляется в личной форме или в форме семейного потребления (бытовая техника, продукты питания и т. п.).
Другими словами можно сказать, что потребительная стоимость товаров в целом удовлетворяет потребности общества, но каждый раз это удовлетворение идет индивидуально за счет удовлетворения потребности каждого члена общества.

Таким образом, по уровню удовлетворяемых потребностей различают:

  • единичную общественную потребительную стоимость (единичную потребительную стоимость, или просто потребительную стоимость);
  • совокупную общественную потребительную стоимость (рыночную потребительную стоимость).

Единичная потребительная стоимость связана с удовлетворением личных потребностей человека или его семьи при потреблении одной единицы изделия. Она свойственна отдельной единице товара или набору товаров, предназначенному для удовлетворения какой-либо потребности человека.

Совокупная общественная потребительная стоимость товаров создается для удовлетворения потребностей общества или отдельных его групп. Она присуща большому количеству товаров определенного вида и проявляется через суммарные единичные потребительные стоимости. То есть степень удовлетворения потребностей зависит не только от качества товара, но и от его количества.

Например, в условиях перепроизводства или снижения платежеспособного спроса населения часть товаров может потерять свою реальную потребительную стоимость и превратиться в бесполезный для общества продукт труда. Общественная потребительная стоимость товаров определяется их качеством и количеством. Следовательно, у общественной потребительной стоимости товаров есть качественные и количественные характеристики.

Товароведение принимает непосредственное участие в решении ключевых задач организации экономики, отвечая на вопрос, какие товары, с какими потребительными стоимостями следует представить на рынок, как их следует использовать и хранить. Кроме того, товароведение определяет качественные и количественные характеристики товаров.

Общественная потребительная стоимость товаров характеризуется двумя неразрывно связанными сторонами: материально-вещественной и социально-экономической.
Материально-вещественная сторона потребительной стоимости характеризуется степенью развития науки, техники и технологии.

Социально-экономический характер потребительной стоимости определяется уровнем и характером потребностей, которые общество предъявляет к товару. С изменением общественных потребностей потребительная стоимость товара может снижаться при неизменных естественных свойствах, т. е. товары морально стареют. Таким образом, потребительная стоимость выступает как экономическая категория. Поэтому изучением общественной потребительной стоимости занимаются многие научные дисциплины.

Предметом товароведения является материально-вещественная сторона потребительной стоимости, а социально-экономическая сторона потребительной стоимости является объектом изучения ряда экономических дисциплин, но также и товароведения.

Предметом товароведения является как единичная потребительная стоимость, удовлетворяющая потребности отдельного человека и/или семьи и характеризуемая в товароведении через категорию «качество», так и совокупно-общественная потребительная стоимость, призванная удовлетворять потребности специальных групп и характеризуемая обычно в товароведении через категорию “ассортимент”.
Товароведение видит своим предметом потребительную стоимость товара. Прежде чем товар попадет к потребителю, он проходит несколько стадий, что составляет его жизненный цикл.

В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 этапов:

  • маркетинг, поиск и изучение рынка;
  • проектирование и разработку технических требований, разработку продукции;
  • материально-техническое снабжение;
  • подготовку и разработку производственных процессов;
  • производство;
  • контроль, проведение испытаний и обследований;
  • упаковку и хранение;
  • реализацию и распределение продукции;
  • монтаж и эксплуатация;
  • техническую помощь и обслуживание;
  • утилизацию после использования.

Все эти стадии можно объединить в стадию проектирования, стадию изготовления (переработки), стадию товарного обращения и стадию потребления, или эксплуатации, стадию утилизации.

На стадии проектирования закладываются будущие свойства товара. На этой стадии товар существует в виде проекта. Проект обладает потенциальной потребительной стоимостью. Чтобы проект успешно воплотился в товар, необходимо учесть все текущие и перспективные потребности общества. Товаровед не может непосредственно участвовать в процессе проектирования (переработки), но он может косвенно воздействовать на качество проекта путем разработки критериев оценки потребительной стоимости, путем участия в стандартизации и сертификации товаров, путем разработки систем качества.

На стадии изготовления проект превращается в продукт труда. Продукт производства обладает целым комплексом свойств, отличных от свойств исходного сырья и материалов. На этой стадии формируется качество товаров, потребительная стоимость становится реальностью. На этой стадии товароведение интересуется факторами, влияющими на формирование качества товаров, на возможность возникновения и устранения дефектов готовых изделий.

Продукт производства, вступая в стадию (сферу) обращения, приобретает все характеристики товара. Товар обладает определенной потребительной стоимостью. На этой стадии в процессе продвижения товара от производителя к потребителю важно сохранить потребительную стоимость, так как товар в процессе хранения и транспортирования подвергается разного рода внешним воздействиям.

Товаровед должен обязательно знать условия хранения и транспортирования товаров, их сроки службы, годности или реализации, а также пути и методы реализации товаров, правила сертификации и порядок проведения экспертизы. Он должен быть знаком с конъюнктурой рынка товаров, уметь оценивать их конкурентоспособность.

На стадии потребления (эксплуатации) товар постепенно расходуется сам (расходует свой ресурс). На этой стадии потребительную стоимость товара можно сохранить более длительное время, если будут даны рекомендации о способах и режимах хранения товаров, рациональном использовании, о правилах по уходу, об оптимальной упаковке товаров, о соответствующей маркировке.

Товары, закончившие свой цикл и подлежащие утилизации, должны быть систематизированы по видам переработки с целью повышения уровня использования отходов. Товаровед должен участвовать в разработке номенклатуры перерабатываемых отходов, знать режимы переработки и условия возвращения в оборот переработанных отходов, а также особенности свойств материалов и изделий, изготавливаемых из вторичного сырья. Все эти вопросы также относятся к товароведению. Товароведение состоит из общей и специальной части. В общей части товароведения рассматриваются общие теоретические вопросы, необходимые для познания потребительной стоимости товаров.

К числу основных вопросов, изучаемых в общей части товароведения, кроме предмета и содержания относятся:

  • определение важнейших категорий товароведения;
  • разработка и совершенствование научной классификации
    товаров;
  • установление требований к товарам в соответствии с текущими и перспективными потребностями;
  • разработка номенклатуры (перечня) потребительских свойств;
  • оценка факторов, влияющих на формирование и сохранение качества товаров;
  • определение показателей качества товаров, их весомости;
  • оценка уровня качества;
  • оценка конкурентоспособности товаров;
  • выбор и обоснование нормативов показателей качества;
  • определение сроков, способов и условий хранения товаров

В сфере обращения и потребления (при перевозке, хранении, использовании), на их основе разработка рекомендаций по срокам годности товаров

  • исследование причин физического и морального износа
    товаров;
  • изучение проблем формирования и совершенствования оптимального ассортимента товаров, исходя из их полезности
    и структуры потребностей общества в целом;
  • идентификация и изучение методов установления фальсифицированных и контрафактных товаров;
  • правила и порядки проведения процедур подтверждения соответствия;
  • разработка требований к товарам, включаемых в нормативные документы;
  • экспертиза товаров.

Специальная часть товароведения состоит из отдельных разделов, посвященных изучению потребительных стоимостей товаров в соответствии с принятой классификацией (товароведение плодов и овощей; рыбных товаров, текстильных товаров; древесно-мебельных товаров и др.).

В каждом из разделов специальной части перечисленные выше вопросы общей части рассматриваются применительно к определенной группе товаров. Основное место в каждом разделе специальной части занимают вопросы формирования и сохранения качества, изучение потребительских свойств и методов оценки качества товаров. Значительное место отводится изучению ассортимента товаров, его структуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)