Потребности и требования к качеству товаров

Потребность — это нужда (чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком) в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом. Существуют различные классификации потребностей. Так, по функциональному назначению различают физические, интеллектуальные и социальные потребности.

Физические потребности иногда называют биологическими, витальными. Они свойственны и человеку, и животным. От удовлетворения физических потребностей зависит существование человека как биологического существа.

Интеллектуальные потребности определяют развитие познавательных способностей человека, они связаны с интеллектуальным ростом, с культурным развитием личности.

Социальные потребности носят исторический характер, они зависят от уровня развития науки, техники, от уровня развития экономических взаимоотношений. По степени удовлетворения выделяют полностью удовлетворенные, неполностью удовлетворенные и неудовлетворенные потребности. Оценивая степень удовлетворения потребностей, возможно изучение и прогнозирование спроса.

Кроме того, потребности могут возникать у общества в целом, внутри определенной социальной группы, у индивидуума. В зависимости от этого они носят общественный и индивидуальный характер.

Возникновение общественных потребностей обусловлено развитием материального производства и производственных отношений. Индивидуальные потребности, т. е. потребности отдельного человека, в совокупности составляют потребности общества в целом, т. е. общественные потребности. Общественные потребности проявляются через индивидуальные потребности.

Индивидуальные потребности порождены социально-биологической сущностью человека, так как без непрерывного удовлетворения разнообразных потребностей жизнедеятельность людей невозможна.

Индивидуальные потребности располагаются в следующем порядке:

  • витальные потребности (в пище, тепле и др.);
  • потребности самосохранения (безопасности, защищенности);
  • потребности в любви;
  • потребности в уважении (в признании статуса);
  • потребности в самоутверждении (самореализации).

Эта иерархия получила свое название по фамилии ее автора — американского психолога Абрахама Маслоу, который предположил, что потребности возникают постепенно. Причем нижние доминируют над вышестоящими. Без удовлетворения потребностей нижнего уровня не появится мотивация к возникновению высших потребностей. Так, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности в самосохранении.

Только после удовлетворения физиологических потребностей и потребностей в самосохранении могут возникнуть и будут требовать удовлетворения социальные потребности. При этом большее влияние на личность человека оказывают потребности, находящиеся на верхнем уровне (в самоутверждении, в уважении).

Потребности могут быть осознанные и неосознанные. По количеству удовлетворяемых потребностей они могут быть единичными и комплексными.
Потребности динамичны и изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, более высокие потребности, что подтверждает закон возвышающихся потребностей. Возвышение потребностей связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности.

Знание общественных потребностей — секрет успеха любого предприятия. Любой новый товар, появившийся на рынке, должен удовлетворять определенные потребности, которые к моменту его появления сформировались или сформируются у потенциальных покупателей.

Другими словами, при разработке и производстве нового товара, при формировании ассортимента необходимо учитывать следующие условия: прогнозировать потребности; формировать новые потребности, пока еще не осознанные потребителем; определять место потребности в иерархии; определять, для какой социальной группы, с каким уровнем доходов создается новая продукция и проч.

Связь потребностей и требований очевидна. Потребности людей в предметном окружении многогранны, как собственно и многогранны требования к товарам. Знание общественных потребностей позволяет сформировать требования, предъявляемые к товару.

Требования к товарам — это условия и особенности, которым товары должны соответствовать, чтобы их можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени.

Объективная особенность товаров, которая проявляется при его создании, эксплуатации или потреблении, называется свойством товаров. Следовательно, свойства товаров должны соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются. Как отмечалось выше, качество — это совокупность свойств продукции, т. е. совокупность особенностей, которыми товар должен обладать.

Как видно, качество тесно связано с требованиями. Но между уровнем качества и требованиями существует определенная диспропорция, не всегда качество товара соответствует требованиям. Но товар по качеству должен максимально приближаться к тем требованиям, которые были сформированы в результате изучения потребностей.

Требования, предъявляемые к товарам, постоянно изменяются вместе с изменением потребностей по тем же законам, т. е. с учетом развития научно-технического прогресса, техники и технологии, экономики и культуры.

В зависимости от различных классификационных признаков требования к товарам подразделяются:

  • на текущие и перспективные;
  • общие, частные и специфические;
  • обязательные и рекомендуемые.

Текущие требования разрабатываются и предъявляются к серийно выпускаемой продукции. Текущие требования устанавливаются с учетом технических и экономических возможностей производства и уровня познаний о товаре на определенном этапе развития. Эти требования, как правило, регламентируются нормативными и техническими документами. Текущие требования периодически пересматриваются, уточняются и изменяются.

Перспективные требования объединяют более широкий и высокий по уровню комплекс параметров продукции. Их разрабатывают на основе текущих требований. При разработке перспективных требований учитывают возможность использования новых видов сырья, совершенствование процессов производства, возможность осуществления принципиально новых технических идей и решений.

Но самое главное, что обязательно учитывают при разработке перспективных требований, — это изменение общественных и индивидуальных потребностей. В зависимости от степени охвата товаров требования бывают общие, частные и специфические. Общие требования в равной степени предъявляются или к одному, или к преобладающему большинству товаров.

К общим требованиям относятся:

  • требования к выполнению основной и вспомогательных
    функций;
  • требования безопасности для жизни и здоровья потребителя;
  • требования безопасности окружающей среды;
  • требования надежности в эксплуатации в пределах уста-
    новленного срока;
  • эргономические требования;
  • эстетические требования;
  • требования к маркировке товаров;
  • требования к упаковке, хранению и транспортированию и т. д.

Значимость отдельных требований при оценке качества различных по назначению товаров неодинакова и зависит от условий потребления или эксплуатации товара.
Специфические требования предъявляются к более узкой группе товаров, а частные требования предъявляются к конкретному товару.

Эти требования более разнообразны и зависят от назначения и условий потребления или использования товаров. Требования к прочности предъявляются к товарам, которые в процессе эксплуатации подвергаются значительным нагрузкам и деформациям (изгиба, сжатия, кручения и т. д.). Важнейшее требование, предъявляемое к музыкальным инструментам, — это качество звучания.

Для изделий художественно-декоративного назначения основными требованиями являются тематическое содержание, цветовое оформление, точность исполнения и менее важны требования к прочности.

По характеру исполнения выделяют обязательные и рекомендуемые требования. Обязательные требования являются безусловными для исполнения. Например, обязательными являются требования безопасности, которые предъявляют ко всем группам товаров независимо от страны происхождения и условий сделки. Эти требования отражены в соответствующих нормативно-правовых актах РФ, а соответствие им подтверждается обязательными процедурами.

Рекомендуемые требования содержат указания, которые предлагаются для добровольного исполнения. Часто рекомендуемые требования содержат условия, выполнение которых в будущем позволит соответствовать обязательным требованиям.

В зависимости от того, какую сторону потребительной стоимости товара они характеризуют, существуют требования:

  • социальные;
  • функциональные;
  • надежности;
  • эргономические;
  • эстетические;
  • экологические;
  • безопасности;
  • технологические;
  • стандартизации и унификации;
  • экономические.

Социальные требования характеризуют соответствие товаров общественно необходимым потребностям. Они определяют общественную значимость товаров для определенных групп потребителей, соответствие товара оптимальному ассортименту, моральному старению. Социальные требования проявляются через функциональные, эстетические и прочие потребительские свойства.

Функциональные требования предусматривают соответствие товара своему назначению. Товар должен удовлетворять определенную потребность или служить средством ее удовлетворения. Товар, не соответствующий требованиям назначения, не может быть использован.

Например, функциональные требования, предъявляемые к зимней обуви, — это ее теплозащитные свойства и способность защищать стопу человека от снега и дождя, а требования к телевизорам — способность давать четкое и устойчивое изображение. Для некоторых товаров функциональные требования могут совпадать с другими требованиями. Так, для художественно-декоративных изделий они отождествляются с эстетическими.

Соответствие требованиям надежности должно обеспечить оптимальную продолжительность использования изделия по назначению, а также сохранность и приспособленность к восстановлению. Производство товаров, обладающих высокой надежностью, равнозначно увеличению выпуска аналогичных изделий без дополнительных затрат средств и материалов.

Требования к надежности товаров конкретизируются в требованиях долговечности, безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости. Требования долговечности сводятся к тому, чтобы товар выполнял свои основные функции в течение длительного времени. Требования безотказности определяют те характеристики товаров, которые влияют на их работоспособность в течение заданного промежутка времени без вынужденных перерывов (отказов).

Требования ремонтопригодности предъявляют только к тем товарам, которые ремонтируются. Причем это не обязательно только сложно-технические товары (бытовая техника и проч.), к этим изделиям относится обувь, одежда и др. Обычно ремонтопригодность оценивают, сопоставляя затраты на ремонт со стоимостью нового изделия. Если затраты на ремонт стремятся к половине стоимости нового изделия, то изделие не ремонтируют. Изделия по ремонтопригодности подразделяются на две группы: подвергающиеся восстановлению и невосстанавливаемые.

Требования сохраняемости служат для создания условий, обеспечивающих сохранение потребительной стоимости товаров при хранении, транспортировании в течение установленных сроков. Особое значение эти требования имеют для товаров, основные свойства которых изменяются под воздействием внешней среды (многие продовольственные товары, парфюмерно-косметические товары и др.).

Эргономические требования определяют комфортные условия жизнедеятельности человеческого организма при использовании товара по назначению, они должны соответствать особенностям строения и функционирования организма человека. Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) представляет собой научное направление, которое изучает человека и его деятельность в условиях производства, в быту или во время отдыха с целью оптимизации предметов и условий жизнедеятельности, обеспечения необходимых удобств, содействия умственному и физическому развитию. Эргономика изучает взаимодействие таких объектов, как “человек — изделие”, “человек — среда — изделие”.

Эргономические требования предъявляются для повышения эффективности взаимодействия человека с изделием. Эргономические требования определяют соответствие изделия антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психофизиологическим, психологическим особенностям организма человека, характеризуют взаимоотношения человека с изделием.

Антропометрические требования устанавливают к размерам и форме изделия.

Антропометрия — это система измерений человеческого тела, принятая в антропологии. Антропология — это наука о происхождении и эволюции человека, образовании рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Кроме того, в настоящее время развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием “биология человека”, которые изучают физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на особенности строения и развития человеческого организма. Можно сказать, что дисциплина “Биология человека” системно изучает человека при взаимодействии с предметной средой, что предопределяет формулирование эргономических требований к товарам.

Физиологические требования устанавливают к таким параметрам изделий, которые влияют на функционирование человеческого организма и его устойчивость к различного рода воздействиям. Определение физиологических требований должно соответствовать достижениям науки физиологии, которая специально изучает закономерности функционирования всего организма или отдельных его систем, органов, тканей, а также их реагирование на внешние воздействия.

Для непродовольственных товаров (одежда, обувь, посуда и др.) физиологические требования реализуются через гигиенические, т. е. требования обеспечения нормальной жизнедеятельности человеческого организма в целом. Гигиенические требования должны обеспечивать безвредные условия существования человеческого организма при взаимодействии его с изделием.

Психофизиологические и психофизические требования должны обеспечивать соответствие изделия энергетическим возможностям мышечного аппарата человека и особенностям восприятия его органов чувств. Выполнение психологических требований должно обеспечить соответствия изделия особенностям памяти и мышления человека, сформированным навыкам, уровню профессиональной подготовки.

Эстетические требования предъявляются к информационной выразительности, к рациональности формы и конструкции, к внешнему оформлению, к целостности композиции, к совершенству исполнения и другим особенностям изделия. Эстетические требования конкретизируют духовные потребности отдельного человека и общества в целом, общественный и личный эстетический идеал. Эстетический идеал определяется уровнем развития общества. В соответствии с иерархией потребностей эстетические требования формируются под влиянием потребности в самоутверждении, в признании, в определении статуса и т. д.

Требования безопасности устанавливают ограничение уровня опасного воздействия на организм человека при использовании изделия, при его хранении и транспортировании. Важным инструментом обеспечения требований безопасности является техническое регулирование, которое определяет отношения в области установления, применения и подтверждения этих требований установленным нормам в зависимости от возможной опасности и вредных для здоровья воздействий.

В связи с интегрированием России в мировую экономику требования безопасности разрабатываются в соответствии с Международной организацией по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссией (МЭК), Европейской организацией по контролю качества (ЕОКК) и др.

Экологические требования предусматривают охрану окружающей среды от выделения вредных веществ при выращивании, производстве, транспортировании, хранении, эксплуатации и утилизации изделий.

Экология (от греч. oikos — дом, родина и logos — понятие, учение) — это наука, изучающая взаимоотношения организмов и окружающей среды. Экологические требования должны учитываться при выборе сырьевых материалов, режимов технологической обработки и отделки изделий.

Технологические требования предъявляются к тем товарам, использование которых требует некоторой обработки (температурной, химической и проч.), изготовления, изменения состояния, формы. Так, использование лакокрасочных материалов возможно при их затвердевании, т. е. при переходе из жидкого состояния в твердое состояние пленки. Потребление свежего мяса возможно после температурного воздействия (жарки, варки и проч.).

Требования стандартизации и унификации направлены на возможность использования для изготовления товаров стандартных и унифицированных деталей и способов производства, а также на стандартизацию и унификацию самих товаров. Унификация позволяет сокращать разнообразие элементов по сравнению с разнообразием систем. Элементами унификации могут быть товары, процессы производства, признаки и параметры товаров либо сочетание признаков, рассматриваемых в совокупности как качество. Унификация может быть конструктивной и размерной.

Конструктивная унификация предполагает приведение конструктивных решений машин, приборов, изделий, а также их частей, деталей и узлов к технически обоснованному минимуму типов. Унификация позволяет на основе общих конструктивных решений проводить принцип агрегатирования (составление комплекса из нескольких машин). Конструктивная унификация относится только к непродовольственным товарам.

Унификация размеров предполагает приведение изделий и/или их отдельных деталей к некоторому минимуму типоразмеров. Благодаря унификации размеров достигается, как правило, сокращение расхода материалов и увеличение выпуска продукции.
В целом стандартизация и унификация способствуют повышению производительности труда, снижению себестоимости готовой продукции, более эффективному управлению производством, хранением и реализацией товаров.

Экономические требования предъявляют к товарам в части затрат труда и материалов на производство готовой продукции, что выражается через затраты потребителей на приобретение, использование, ремонт товара, обусловливающие общественное признание товара. Покупая товары, потребители выплачивают их стоимость не только потому, что они необходимы, но и потому, что товары понравились.

Поскольку внешний вид этих товаров, удобство пользования, срок службы, условия гарантийного обслуживания аккумулируются в цене и являются решающим моментом при покупке, то потребитель оплачивает покупку в соответствии с фактором “возлагаемых на товар надежд”, или “степенью полезности товара”. Таким образом, необходимыми условиями, определяющими сбыт товара, является убежденность потребителя в его гарантированном качестве и цена.

При определении цены товара необходимо учитывать множество факторов, одним из которых является потребительная стоимость товара. Ведь если потребительная стоимость товара не оправдывает для покупателя его цену, то такой товар не реализуется.

Цены на изделия должны быть ориентированы на определенный слой населения с известным уровнем доходов. Поэтому при определении обоснованности цены на изделие необходимо учитывать затраты потребителя на эксплуатацию изделия (на электроэнергию, ремонт, чистку, приобретение дополнительных материалов, на установку и др.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)