Предмет и метод бухгалтерского учета

Хозяйственная деятельность юридического лица (в том числе малого и среднего предприятия) независимо от количества работающих и сферы деятельности включает хозяйственные процессы, которые содержат множество хозяйственных операций.

Для осуществления своей деятельности любому юридическому лицу (предприятию, фирме и др.) необходимы средства, состав и размер которых, а также источники их получения (образования) зависят от содержания его деятельности, объема работ и длительности срока эксплуатации (или привлечения) этих средств.

Хозяйственные средства находятся в постоянном движении, происходит их кругооборот. При этом они постоянно переходят из одной формы в другую, изменяется их величина, увеличиваясь или уменьшаясь. Это и составляет основу любой хозяйственной деятельности.

В сфере производства основными стадиями (процессами) кругооборота средств являются: снабжение – производство – реализация.

В отраслях материально-технического снабжения и торговле кругооборот средств в основном охватывает процессы: покупку товаров и их продажу. При этом эти процессы включают множество расчётных, транспортных, складских и других операций.

В сфере услуг кругооборот средств в основном включает процессы: поиск заказчика – выполнение услуги (работы) – сдача услуги (работы) заказчику.

Для осуществления наблюдения за всеми изменениями в хозяйственных средствах и их источниках, регистрации и измерении этих наблюдений создана система учёта.

Бухгалтерский учёт – это система сплошного, непрерывного и взаимосвязанного отражения хозяйственной деятельности предприятия с целью контроля. Таким образом, бухгалтерский учёт охватывает хозяйственные средства юридического лица и их движения на разных стадиях хозяйственной деятельности.

Статьей 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) дается следующее определение:

«Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Содержание хозяйственных процессов, а также состав средств и источников их образования, позволяют определить понятие предмета бухгалтерского учёта.

То, что является объектом бухгалтерского учёта, что в нём отражается , раскрывает содержание предмета бухгалтерского учёта, а то, как ведется учёт, с помощью каких основных приёмов и способов он осуществляется, характеризует его метод.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются по определению Федерального закона № 402-ФЗ:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Факт хозяйственной жизни – сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;

К объектам учёта в организации относятся, например, основные средства, нематериальные активы, производственные запасы (сырье и материалы, топливо, тара, запасные части, строительные материалы, инвентарь и прочие материалы), затраты на производство (общепроизводственные, общехозяйственные и другие), готовая продукция и товары, денежные средства (на расчетных и валютных счетах, в кассе организации, переводы в пути, финансовые вложения и др.).

Расчеты (расчеты с учредителями, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с разными дебиторами и кредиторами, внутрихозяйственные расчеты и др.), капитал организации (уставный, резервный, добавочный, др. виды капитала), финансовые результаты.

А также ценности временно находящиеся в пользовании или распоряжении организации (арендованные основные средства, материальные ценности на ответственном хранении, в переработке и т.п.).

Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту  Российской Федерации.

Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, калькуляции и отчетности организации. Рассмотрим их.

Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.

Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.

Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.).

При автоматизированной организации учета с помощью ПЭВМ роль первичных документов выполняют машинные носители информации, удостоверяющие факт выполнения хозяйственной операции. Распечатка документов с помощью специальных средств – принтеров ??? и др. позволяет иметь любой документ на бумажном носителе.

От качественного заполнения первичных документов в значительной мере зависит качество всего бухгалтерского учета.

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета. Инвентаризация осуществляется с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества юридического лица.

Инвентаризации подлежат все объекты юридического лица, находящиеся на балансе или на забалансовых счетах, например, основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности, денежные средства в кассах и на расчетных или валютных счетах, расчеты, и др.

Сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах юридического лица в денежной оценке на определенную дату.

Как правило, он составляется на 1-е число месяца, квартала, года.

Средства юридического лица отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами организация располагает, другая – из каких источников они возникли.

Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них хозяйственные средства представлены, с одной стороны, – по видам и размещению, с другой – по источникам их образования, и целевому назначению.

Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием у любого юридического лица.

Система счетов и двойная запись – прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью системы счетов с применением метода двойной записи.

Счет – это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.

Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается не менее чем в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества юридического лица и его источников.

Реальность и правильность оценки имущества юридического лица и его источников имеют важнейшее значение для построения всей системы бухгалтерского учета. В основу оценки имущества должны входить реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки.

Например, действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства, так же как и нематериальные активы, показываются по остаточной стоимости; производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления; готовая продукция – по фактической производственной стоимости и т. д.

Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) – способ определения (плановых и фактических)затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг).

Отчетность юридического лица представляет собой систему показателей, характеризующих его производственно-хоэяйственную и финансовую деятельность предприятия (организации) за определенный период.

В Федеральной законе № 402-ФЗ приведена следующая формулировка отчетности: «бухгалтерская (финансовая) отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом».

Показатели отчетности используются для статистического и финансового анализа состояния организации, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, для оценки положения организации на рынке и в других целях.

Способы и приемы бухгалтерского учета, составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В результате их применения обеспечиваются непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете учитываемых объектов в денежном, трудовом и натуральном измерителях (показателях), однородная группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Взаимосвязанное отражение этого имущества, источников его формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи на счетах, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными позволяют получить достоверные итоговые систематизированные отчетные показатели.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)