Правовые основы государственного регулирования цен

Правовую основу государственного регулирования цен составляют международные договоры, российское законодательство и подзаконные нормативные правовые акты.

Договорно-правовую базу Таможенного союза составляют заключенные сторонами международные договоры и соглашения.

Среди соглашений, содержащих нормы ценового регулирования, выделим, например, Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 09.12.2010.

В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции, государственное ценовое регулирование – установление органами государственной власти и органами местного самоуправления Сторон (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация) цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам), максимальных или минимальных цен (тарифов), максимальных или минимальных надбавок к ценам (тарифам) в порядке, установленном законодательством Сторон.

Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ основы ценовой политики отнесены к ведению самой Российской Федерации. Несмотря на такое конституционное установление, в настоящий момент в нашей стране нет единого федерального закона, регулирующего основы ценовой политики.

Положения о ценах заключены в ряде иных законодательных актов России, регулирующих отдельные аспекты хозяйственной деятельности. Так, в силу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В определенных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

НК РФ содержит правила ценового регулирования в целях налогообложения.

Нормы исследуемого института содержатся в КоАП РФ (ст. 14.6 «Нарушение порядка ценообразования»).

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», определяет основы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике; Федеральный закон от 27.07.2010. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» – в сфере теплоснабжения.

Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно ст. 60 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственное регулирование цен на лекарственные препараты осуществляется посредством:

  • утверждения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – Перечень);
  • утверждения методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень;
  • государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень;
  • ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень;
  • утверждения методики установления органами исполнительной власти субъектов РФ предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень;
  • установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень.

В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты при организации торговой деятельности и ее осуществлении самостоятельно определяют цены на продаваемые товары, за исключением случаев, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров.

Если в течение 30 календарных дней подряд на территории одного или нескольких субъектов страны рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более.

Правительство России в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на срок не более чем 90 календарных дней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 утверждены: Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции.

Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской  упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне 75% от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном НК РФ.

Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, запрещена.

Нормы ценового регулирования содержатся в антимонопольном законодательстве. Так, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», определяя понятия монопольно высоких (ст. 6) и монопольно низких (ст. 7) цен, устанавливает, что применение их субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, является одной из форм злоупотребления им своим положением и трактуется как монополистическая деятельность (ст. 10) и др.

Интересно
Статья 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» в качестве одного из методов регулирования деятельности субъектов называет ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Главную роль в регулировании ценовой сферы в настоящее время играют подзаконные нормативные правовые акты.

Правовые основы современного рыночного государственного регулирования цен были заложены еще Указом Президента Российской Федерации от 03.12.1991 «О мерах по либерализации цен».

В настоящее время основы государственного регулирования цен установлены Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Данными актами определена государственная ценовая политика. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в основном в сфере естественных монополий.

Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Правительством РФ утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)