Правовые основы местного самоуправления

В Конституции РФ (ст. 3) говорится, что народ осуществляет свою власть – (а) непосредственно; (б) через органы государственной власти; (в) через органы местного самоуправления. Следовательно, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Таким образом, местное самоуправление и государственная власть – это формы единой власти народа (публичной власти) в государстве.

Более конкретно местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательством субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Сутью местного самоуправления является самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Никто и никакой орган не вправе вмешиваться в решение этих вопросов субъектами местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения определяется федеральными законами, законами и другими нормативными актами субъектов РФ.

Нормативное определение местного самоуправления (ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») дано не через «деятельность населения», а через «форму осуществления народом своей власти», так как в Конституции РФ местное самоуправление признано одной из форм народовластия.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с законодательством к предметам ведения органов местного самоуправления относятся:

  • управление муниципальной собственностью;
  • формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  • установление местных налогов и сборов;
  • осуществление охраны общественного порядка;
  • управление муниципальным жилищным фондом, муниципальными дорогами;
  • местные системы энерго-, водои теплоснабжения;
  • благоустройство и санитарное благополучие;
  • муниципальный транспорт;
  • коммунальное хозяйство;
  • и некоторые др.

Конституция РФ не «привязывает» жестко территориальную организацию местного самоуправления к административно-территориальному устройству субъектов РФ, хотя и не исключает возможности организации местного самоуправления в соответствующих административно-территориальных единицах. Вопрос этот решается с учетом исторических и иных местных традиций.

«Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций» (п. 1 ст. 131). Таким образом, в Конституции определен «поселенческий принцип» организации местного самоуправления то есть, признаны отдельные населенные пункты (городские и сельские поселения) в качестве территориальной основы местного самоуправления.

В ней также говорится и о «территориальном принципе» организации местного самоуправления, то есть местное самоуправление осуществляется не только в границах отдельных поселений, но и на других территориях, например, в сельском округе (волость, территория сельсовета), который объединяет несколько сельских населенных пунктов, и в районе, объединяющего в своих границах городские и сельские поселения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает необходимость создания следующих видов муниципальных образований – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Согласно Конституции РФ (ст. 130), местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения.

Оно может осуществляться в пределах территорий проживания граждан:

  • подъезд многоквартирного жилого дома;
  • многоквартирный жилой дом;
  • группа жилых домов;
  • жилой микрорайон;
  • сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
  • иные территории проживания граждан.

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания; для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования – собрания граждан.

В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Наряду с перечисленными выше формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах. В соответствии с Конституцией (ст. 131) структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

В РФ структуру органов местного самоуправления составляют:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация (исполнительно – распорядительный орган муниципального образования);
  • контрольный орган муниципального образования;
  • иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Представительный орган избирается непосредственно населением. К ним относятся собрания представителей (думы, муниципальные собрания и т.п.). Он не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Глава муниципального образования (мэр, староста и т.п.) является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно – распорядительный орган муниципального образования) наделяется по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Контрольный орган муниципального образования (контрольно – счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)