Правовой статус журналистских произведений

Журналистская деятельность традиционно относится к творческим видам деятельности, является творческой профессией, осуществляется в разнообразных формах и для разных типов СМИ.

Теория журналистики выделяет следующие виды средств массовой информации:

  • печатные периодические издания (газеты, журналы, бюллетени, альманахи и т. п.);
  • электронные СМИ (телевидение, радио, интернет-СМИ);
  • новейшие медиа, информационные агентства.

Такое типологическое разнообразие СМИ предполагает еще более разнообразное содержание производимой ими продукции.

Если попытаться классифицировать журналистские произведения, то их можно разделить на следующие виды:

  1. текстовые: информационные, аналитические, художественно-публицистические;
  2. иллюстративные: фотографии, коллажи, инфографика, рисунки, карикатуры, схемы;
  3. аудиовизуальные (теле-, радиопрограммы, документальные фильмы);
  4. мультимедийные продукты (сложные объекты).

Закон РФ «О средствах массовой информации» наделяет журналиста правом авторства, правом на имя и неприкосновенность произведения, предоставляя возможность распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения.

Любой журналист одновременно является и автором.

Большинство журналистских произведений представляют собой результат творческой деятельности и охраняются законодательством об авторском праве. Основной критерий – творческий характер произведения и его оригинальность.

В отношении статей, обозрений, обзоров, рецензий, иных аналитических и художественно-публицистических произведений, мультимедийных лонгридов и т. д. трудностей отнесения к объектам авторских прав, как правило, не возникает, поскольку в них присутствуют и оригинальность, и творческая составляющая.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)