Правовой статус арбитражного управляющего

При осуществлении процедур, применяемых в деле о банкротстве, одним из главных действующих лиц является арбитражный управляющий, который, в зависимости от процедуры, именуется временным (процедура наблюдения), административным (процедура финансового оздоровления), внешним (внешнее управление) или конкурсным управляющим (конкурсное производство).

Арбитражный управляющий должен беспристрастно влиять на процесс банкротства в интересах как должника, так и кредиторов. Данное положение обеспечивается путем закрепления на законодательном уровне ряда требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего Законом о банкротстве и иными нормативными актами.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона о банкротстве арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Закон о банкротстве определяет арбитражного управляющего как субъекта профессиональной деятельности, которая отнесена к частной практике (абзац 2 п. 1 ст. 20).

Несмотря на то, что деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве теперь не рассматривается как предпринимательская, Закон о банкротстве в новой редакции предоставляет арбитражному управляющему право заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов.

Е. Г. Дорохина так определяет своеобразный характер деятельности арбитражного управляющего: «Представляется, что поскольку поведение арбитражного управляющего определяется сочетанием позитивных обязываний (норм, предписывающих определенное поведение) и дозволений (исполнение обязанностей осуществляется по усмотрению арбитражного управляющего с учетом соблюдения разнонаправленных интересов должника и кредиторов), его профессиональная деятельность относится к сфере частноправового регулирования с «вкраплением» публично-правовых начал, обусловленных необходимостью учитывать интересы общества при исполнении своих обязанностей (п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве)».

Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает ряд обязательных условий членства в этой организации. Прежде всего, это высшее профессиональное образование.

Также необходимо наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией.

Работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Также требуется сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих.

Кроме того, условиями членства в саморегулируемой организации являются: отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления; отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

Факультативные требования к компетентности, добросовестности и независимости к кандидату каждая саморегулируемая организация вправе устанавливать самостоятельно. Е. Г. Дорохина обращает внимание на оценочный характер подобных условий членства в саморегулируемой организации, что на практике может привести к злоупотреблениям со стороны органов управления и должностных лиц данной организации.

В течение тридцати дней с даты предоставления кандидатом заявления о приеме в члены саморегулируемой организации с приложением всех документов, перечень и требования к оформлению которых устанавливает саморегулируемая организация, постоянно действующий коллегиальный орган саморегулируемой организации рассматривает поступившее заявление и принимает соответствующее решение.

Решение о приеме в члены саморегулируемой организации вступает в силу только после представления кандидатом документов, подтверждающих:

  • наличие договора обязательного страхования ответственности, отвечающего требованиям ст. 24.1 Закона о банкротстве в новой редакции;
  • внесение взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации, подлежат включению в реестр членов саморегулируемой организации, о чем лицу выдается соответствующий документ. С даты включения сведений об указанном лице в реестр саморегулируемых организаций арбитражный суд вправе утвердить его в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Статья 20.2 Федерального закона о банкротстве устанавливает требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве. В случае если в соответствии с Федеральным законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника.

В случае, если исполнение полномочий руководителя должника связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, арбитражный управляющий должен иметь допуск к государственной тайне по форме, соответствующей форме допуска, необходимой для исполнения полномочий руководителя данного должника и соответствующей высшей степени секретности сведений, обращающихся на предприятии должника.

Арбитражным судом в качестве временных, административных, внешних или конкурсных управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие, которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам.

Интересно
Определение заинтересованных лиц дано в статье 19 Федерального закона о банкротстве, в соответствии с которой заинтересованными по отношению к должнику признаются: лицо, которое в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» входит в одну группу лиц с должником; лицо, которое является аффилированным лицом должника.

Заинтересованными лицами по отношению к должнику юридическому лицу признаются также: руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе указанные лица, освобожденные от своих обязанностей в течение года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве; лица, находящиеся с вышеуказанными физическими лицами, в родственных отношениях, а именно супругами, родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, дети, сестры и братья супруга; лица, признаваемые заинтересованными в совершении должником сделок в соответствии с гражданским законодательством о соответствующих видах юридических лиц.

Заинтересованными лицами по отношению к должнику-гражданину признаются его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, дети, сестры и братья супруга.

Арбитражным судом в качестве временных, административных, внешних или конкурсных управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие, которые полностью не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда; в отношении которых введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве; которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами; которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве; которые не имеют допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов вправе выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве следующие дополнительные требования:

  • наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
  • наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
  • проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.

С точки зрения Е. Г. Дорохиной, Закон о банкротстве разделяет во времени возникновение статуса арбитражного управляющего (момент вступления в силу решения о приеме в саморегулируемую организацию), возникновение права быть утвержденным в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур банкротства (момент включения сведений о лице в реестр членов саморегулируемых организаций) и возникновение прав и обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве и его ответственности (момент утверждения лица в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур банкротства арбитражным судом).

Таким образом, лицо, не имеющее прав и обязанностей в связи с ведением процедур банкротства, являющееся членом саморегулируемой организации, строго говоря, не может считаться арбитражным управляющим, поскольку не занимается непосредственным арбитражным управлением. Такое лицо находится лишь на пути к получению этого статуса. Полноценным статусом арбитражного управляющего (включая все права, обязанности, ответственность) обладает только лицо, утвержденное в этом качестве арбитражным судом.

Вследствие того, что Закон о банкротстве как бы «раздваивает» статус арбитражного управляющего, требования, которые предъявляются к нему, также могут быть подразделены на два вида. Это, во-первых, требования, предъявляемые к вступающим в члены саморегулируемой организации.

Во-вторых, это требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его для ведения дела о банкротстве. Ко второй группе требований, относится условие о включении сведений о лице в реестр членов саморегулируемой организации, а также ряд исключений, предусмотренных ст. 20.2 Закона о банкротстве, при наличии которых суд не вправе утвердить лицо в качестве арбитражного управляющего.

Закон о банкротстве несколько раз изменял порядок утверждения арбитражного управляющего арбитражным судом. Первоначально Закон о банкротстве 2002 г. предусматривал порядок, в соответствии с которым саморегулируемой организацией в арбитражный суд представлялся список из трех кандидатур, по одной из которых отклоняли заявитель (представитель собрания кредиторов) и должник, оставшаяся кандидатура подлежала утверждению арбитражным судом.

В настоящее время порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве предполагает право собрания кредиторов (заявителя при подаче заявления о признании должника банкротом) либо непосредственно выбрать кандидатуру арбитражного управляющего, либо выбрать саморегулируемую организацию, из числа членов которой арбитражному суду будет предложена кандидатура управляющего, определяемая путем отбора в соответствии с порядком, предусмотренным п. 3. ст. 45 Закона о банкротстве.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона о банкротстве, при получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Федерального закона о банкротстве.

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе. Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

Заявленная саморегулируемая организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих. Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

Интересно
По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в установленном порядке, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Федерального закона о банкротстве, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней.

В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.

Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Федерального закона, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд рассматривает ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

При поступлении нескольких ходатайств иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в ходатайстве, поступившем в арбитражный суд первым, или кандидатуру арбитражного управляющего, представленную саморегулируемой организацией, указанной в таком ходатайстве.

В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в сроки и в установленном порядке, арбитражный суд обращается в орган по контролю (надзору), который в течение семи рабочих дней с даты получения обращения арбитражного суда обязан обеспечить в порядке, установленном регулирующим органом, представление кандидатуры арбитражного управляющего другой саморегулируемой организацией арбитражных управляющих из числа саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Интересно
В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение шести месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с Федеральным законом о банкротстве должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.

Новый порядок утверждения арбитражного управляющего, с одной стороны, нашел одобрение специалистов, поскольку предоставляет право выбора заинтересованным в деле о банкротстве лицам – кредиторам, преодолевая исключительное право саморегулируемой организации на выдвижение кандидатур арбитражного управляющего.

Одновременно необходимо обратить внимание на замечания о том, что порядок утверждения арбитражного управляющего не лишен недостатков и не устранил субъективизм саморегулируемой организации в вопросе отбора кандидатуры арбитражного управляющего, предусмотрев лишь свободу допуска заинтересованных лиц к отбору и не установив конкретных обязанностей саморегулируемой организации арбитражных управляющих, касающихся оповещения указанных лиц и учета их мнения при вынесении решения.

Между тем ранее Конституционный Суд РФ уже обращал внимание на то, что процесс отбора кандидатур арбитражных управляющих недостаточно урегулирован законом и что невозможно провести данную процедуру только в рамках саморегулируемой организации арбитражных управляющих, т. е. необходимо разработать четкий механизм отбора. Статья 20.3 Федерального закона о банкротстве определяет права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право:

  • созывать собрание кредиторов;
  • созывать комитет кредиторов;
  • обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Федеральным законом о банкротстве;
  • получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены Федеральным законом о банкротстве.

Вознаграждение выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника и состоит из фиксированной суммы и суммы процентов. Размер фиксированной суммы зависит от процедуры, которую проводит арбитражный управляющий.

Эта сумма равна:

  • для временного управляющего – 30 тыс. руб. в месяц;
  • административного управляющего – 15 тыс. руб. в месяц;
  • внешнего управляющего – 45 тыс. руб. в месяц;
  • конкурсного управляющего – 30 тыс. руб. в месяц.

При этом размер фиксированной суммы может быть увеличен арбитражным судом в зависимости от объема и сложности выполняемой арбитражным управляющим работы по ходатайству собрания кредиторов или лиц, участвующих в деле о банкротстве. Собрание кредиторов вправе установить также дополнительное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств кредиторов, принявших такое решение, или из причитающихся им платежей в счет погашения их требований.

В отличие от ежемесячной выплаты фиксированной суммы вознаграждения, сумма процентов подлежит выплате арбитражному управляющему в течение десяти календарных дней с даты завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Сумма процентов исчисляется исходя из балансовой стоимости активов должника, определяемой по данным бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую введению соответствующей процедуры банкротства; размер процентов зависит от процедуры банкротства, проводимой арбитражным управляющим. Ст. 20.7 Закона о банкротстве регулирует порядок возмещения расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

К расходам могут быть отнесены:

  • почтовые расходы;
  • расходы, связанные с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • расходы на оплату услуг оценщика, реестродержателя, аудитора, если привлечение этих лиц в силу закона является обязательным;
  • расходы на включение в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений;
  • судебные расходы, в том числе государственная пошлина.

Размер суммы, необходимой для оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим, не должен превышать значений, установленный Законом о банкротстве, которые рассчитаны исходя из балансовой стоимости активов должника и зависят от проводимой процедуры банкротства (установлено, что расходы внешнего и конкурсного управляющего на 50 % больше размера расходов временного и административного управляющих).

Если стоимость услуг привлеченных управляющим лиц превышает установленные значения, оплата расходов осуществляется по определению арбитражного суда, при этом арбитражный управляющий обязан доказать обоснованность привлечения указанных лиц и оплаты их услуг. Дополнительные расходы могут быть оплачены кредиторами, если соответствующее решение принято собранием кредиторов. В целях пресечения злоупотреблений со стороны арбитражного управляющего

Закон о банкротстве в новой редакции предусматривает в качестве обязательного требование об отсутствии заинтересованности привлекаемых арбитражным управляющим лиц по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам (п. 1 ст. 20.3).

Арбитражный управляющий обязан разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на арбитражного управляющего полномочий, установленных в ст. 20.3 Закона о банкротстве.

К правам арбитражного управляющего также относятся:

  • привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами;
  • запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления;
  • подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:

  • принимать меры по защите имущества должника;
  • анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
  • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о банкротстве;
  • предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
  • в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
  • предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
  • разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;
  • выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке,
    установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
  • осуществлять иные функции.

Арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Статья 20.4 Федерального закона о банкротстве регулирует вопросы ответственности арбитражного управляющего. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с Федеральным законом о банкротстве или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В случае отмены определения арбитражного суда об отстранении арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей за неисполнение или ненадлежащее их исполнение арбитражный управляющий не подлежит восстановлению арбитражным судом для исполнения данных обязанностей.

В случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации, нарушения арбитражным управляющим требований Федерального закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на основании ходатайства саморегулируемой организации не позднее чем в течение десяти дней с даты его поступления.

В случае отмены или признания недействительным решения об исключении арбитражного управляющего из саморегулируемой организации, послужившего основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражный управляющий не может быть восстановлен арбитражным судом для исполнения данных обязанностей.

При получении саморегулируемой организацией копий ходатайств, содержащих требование об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и направленных в арбитражный суд лицами, участвующими в деле о банкротстве, а также при направлении саморегулируемой организацией в арбитражный суд ходатайства об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона о банкротстве.

Применение к арбитражному управляющему наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения влечет за собой отстранение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Интересно
Отстранение арбитражного управляющего, к которому применено административное наказание в виде дисквалификации, от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и утверждение нового арбитражного управляющего осуществляются арбитражным судом не позднее дня, следующего после дня принятия ходатайства саморегулируемой организации, без вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Отмена судебного акта о дисквалификации арбитражного управляющего не является основанием для восстановления его арбитражным судом для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда.

Рассмотрим подробнее институт досрочного прекращения полномочий арбитражного управляющего. Досрочное прекращение полномочий в соответствии с Законом о банкротстве возможно в двух формах – в форме освобождения и отстранения от исполнения обязанностей в деле о банкротстве. Критерием их разграничения следует считать виновность действий арбитражного управляющего, повлекших прекращение его полномочий.

Прекращение полномочий арбитражного управляющего возможно как в связи с утратой права заниматься арбитражным управлением в качестве профессиональной деятельности, так и в связи с исключением из числа лиц, участвующих в конкретном деле о банкротстве. Во-первых, прекращается профессиональная деятельность по арбитражному управлению вследствие прекращения членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий может добровольно выйти из саморегулируемой организации или его могут исключить. И в том, и другом случае согласно п. 2 ст. 20.4 и ст. 20.5 Закона о банкротстве арбитражный управляющий лишается своего статуса в деле о банкротстве.

Исключение арбитражного управляющего из саморегулируемой организации предполагает прекращение его членства без его согласия. Такая мера предусмотрена как самое строгое наказание, применяемое саморегулируемой организацией к своим членам за нарушение норм законодательства о банкротстве, стандартов и правил профессиональной деятельности.

Решение об исключении является бесспорным основанием для отстранения арбитражного управляющего от исполнения своих обязанностей по всем осуществляемым им процедурам банкротства без права восстановления в случае отмены решения об исключении.

Арбитражный управляющий может быть исключен из саморегулируемой организации не только в случае нарушения законодательства о банкротстве или правил профессиональной деятельности, но и тогда, когда арбитражный управляющий меняет гражданство или перестает соблюдать какое-либо условие членства в саморегулируемой организации.

Следующим основанием, делающим невозможным осуществление арбитражным управляющим своей профессиональной деятельности, является исключение саморегулируемой организации, в которой он состоит из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Полномочия арбитражного управляющего в конкретной процедуре банкротства могут быть досрочно прекращены независимо от прекращения его статуса и утраты прав заниматься арбитражным управлением как профессиональной деятельностью.

К таковым основаниям относятся следующие. Освобождение от исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве по собственному желанию, которое производится на основании его заявления в арбитражный суд. Арбитражный управляющий отстраняется от участия в конкретном деле о банкротстве в случае его несоответствия требованиям, предъявляемым в целях утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

При этом он не теряет профессиональный статус арбитражного управляющего. Несоответствие, как отмечается специалистами, может быть вызвано обстоятельствами, случившимися или открывшимися после назначения арбитражного управляющего. В результате этих обстоятельств могут меняться характеристики арбитражного управляющего или характеристики должника, которые имеют значение для выбора арбитражного управляющего.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда арбитражный управляющий, будучи не заинтересованным лицом в деле о банкротстве при утверждении, утратит впоследствии это качество, став супругом кого-либо из лиц, указанных в ст. 19 Закона о банкротстве.

Кроме того, в период осуществления арбитражного управления решением суда по другому делу может быть установлен факт причинения арбитражным управляющим убытков другому должнику, его кредиторам или иным лицам при отсутствии возмещения этих убытков, либо в отношении арбитражного управляющего будет возбуждено дело о банкротстве. Все эти ситуации является основаниями для прекращения полномочий арбитражного управляющего по осуществляемой им процедуре банкротства (или по всем процедурам).

На возможность исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей может повлиять изменение статуса должника. Поскольку с изменением статуса должника повышаются требования к арбитражному управляющему. Утвержденный до соответствующего изменения управляющий может не соответствовать повышенным требованиям.

Например, когда организация-должник в установленном порядке включается в число стратегических в период банкротства. Или возникнет необходимость допуска к государственной тайне для лица, осуществляющего управление должником.

Самым распространенным основанием отстранения арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей в деле о банкротстве является неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей, предусмотренное п. 1 ст. 20.4 Закона о банкротстве.

Основной критерий, который определяет законность действий арбитражного управляющего, а значит, наличие или отсутствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) его обязанностей, можно считать соблюдение принципа осуществления арбитражного управления добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Кроме общих положений, предусмотренных п. 1 ст. 20.4 Закона о банкротстве, определяющих основания отстранения арбитражного управляющего в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязанностей, Закон о банкротстве конкретизирует их применительно к каждой процедуре банкротства.

К ним относятся следующие:

  • решение собрания кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей;
  • удовлетворение жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)