Правовой режим информации

В современном мире возрастает общественная значимость информационных отношений: информация все в большей степени становится товаром, от наличия и сохранности которого зависит благополучие как отдельных граждан и организаций, так и общества в целом. При этом информация является особым объектом, у которого может быть, а может и не быть материального носителя, информация может иметь разную достоверность, обладать различной ценностью и т. д. Это определяет необходимость целого комплекса правовых норм, которые определили бы правовой режим информации.

В самом общем виде правовой режим информации следует понимать, как совокупность норм, определяющих:

  • права собственности, владения и распоряжения информацией;
  • степень открытости информации, необходимость или возможность ее отнесения к категории ограниченного доступа;
  • порядок отнесения информации к категории ограниченного доступа и уполномоченных на это лиц;
  • порядок документирования, доступа, хранения, контроля и распространения информации;
  • применение различных средств и методов обеспечения информационной безопасности;
  • порядок привлечения к ответственности и меры наказания за нарушение установленных норм и правил в области информационных отношений.

Комплексное изучение установленных норм и правил в конкретной прикладной области всегда является обязательным элементом культуры работающего в этой области специалиста.

В целом проблема обеспечения информационной безопасности в достаточной степени противоречива. С одной стороны, в соответствии со ст. 29 Конституции РФ, «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». С другой стороны, ст. 23 Конституции России провозглашает права граждан на «неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Все многообразие нормативных актов, затрагивающих вопросы обеспечения информационной безопасности, может быть классифицировано по группам регламентируемых ими вопросов.

При этом можно выделить законодательные нормы, которые определяют:

  • разделение информации на категории открытого и ограниченного доступа, причем информация ограниченного доступа по условиям ее правового режима подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную, включающую в себя служебную и коммерческую тайну;
  • правовой режим защиты информации, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб обладателю этой информации;
  • организацию работ по защите информации, структуру и основные функции государственной системы защиты информации (ГСЗИ), государственные органы управления в области информационной безопасности, их права и обязанности;
  • государственное лицензирование деятельности в области защиты информации;
  • обязательность и порядок сертификации технических и программных средств, применяемых в информационных объектах для обработки защищаемой информации;
  • обязательность и порядок аттестации информационных объектов, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом;
  • необходимость и порядок создания специальных служб, обеспечивающих защиту информации с ограниченным доступом на информационных объектах;
  • порядок контроля защищенности информации с принятием мер по приостановке обработки информации в случае невыполнения требований по защите информации;
  • права и ответственность должностных лиц за охрану и защиту информации;
  • ответственность за противоправные действия в области информационных отношений.

Данная классификация определяет группы вопросов, требующих нормативного регулирования в области информационных отношений. Однако дать четкую привязку отдельных законодательных актов к конкретным группам вопросов достаточно сложно, так как большинство законов содержит правовые нормы для решения различных групп вопросов. В Российской Федерации к нормативно-правовым актам федерального законодательства в области информационной безопасности относятся: международные договоры; конституция; федеральные законы; указы президента; постановления правительства. Нормативные документы государственных органов России в области информационной безопасности: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации; руководящие документы ФСТЭК; приказы ФСБ России.

Стандарты информационной безопасности, из которых выделяют:

  • международные стандарты;
  • государственные (национальные) стандарты Российской Федерации;
  • рекомендации по стандартизации;
  • методические указания.

Непосредственно российское законодательство в области информатизации начало формироваться с 1991 года.

К наиболее важным сегодня следует отнести следующие нормативно-правовые акты: закон РФ от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне» и федеральные законы:

  • от 29.12.1994 № 77 «Об обязательном экземпляре документов»;
  • от 22.10.2004 № 125 «Об архивном деле в Российской Федерации»;
  • от 29.07.2004 № 98 «О коммерческой тайне»;
  • от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • от 27.07.2006 №152 «О персональных данных»;
  • от 06.04.2011 № 63 «Об электронной подписи».

При решении организационно-правовых вопросов обеспечения информационной безопасности исходят из того, что информация подпадает под нормы вещного права, это дает возможность применять к информации нормы уголовного и гражданского права в полном объеме.

Интересно
Впервые в правовой практике России информация как объект права была определена в ч. 1 ст. 128 ГК РФ: «К объектам гражданских прав относятся … информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) …». Данная статья дает возможность квалифицировать посягательства на сохранность и целостность информации как преступления против собственности, при этом собственнику предоставляется право самостоятельно в пределах своей компетенции устанавливать режим защиты информационных ресурсов и доступа к ним.

Рассмотрим правовой режим общедоступной информации, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб собственнику этой информации. Для обеспечения применения к информации норм вещного права в законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вводится понятие документированная информация (ч. 11 ст. 2) – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. Разрешение различных конфликтов в области информационных отношений на базе действующего законодательства возможно только для документированной информации. Этим же законом введено понятие обладателя информации в информационной области (ст. 2 п. 5).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)