Правовое регулирование специальных мер в агропромышленном комплексе

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:

  • специальная (special) – это пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;
  • специальная защитная мера – это мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины;
  • антидемпинговая (dumping) – пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины; антидемпинговая мера – это мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером;
  • компенсационная (compensatory) – пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;
  • компенсационная мера – это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Общим условием для применения особых видов пошлин является то, что они могут применяться только тогда, когда ввоз товаров наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо может препятствовать организации или расширению производства таких товаров. Для введения этих видов пошлин требуются предварительные специальные расследования.

Например, данный вид пошлины применяется для производителей технически сложной продукции, которая ранее не производилась на территории конкретного государства, но производитель или ряд производителей организовали производство для выпуска данной продукции (промышленной, двойного назначения, агропромышленной и т. п.).

Если государство не применит подобный вид пошли, то выпуск продукции отечественными товаропроизводителями будет поставлен в условия жесткой внешней конкуренции со стороны иностранных производителей уже производящих данную продукцию. Тем более, за счет больших масштабов производства данная продукция иностранных производителей будет заведомо дешевле по себестоимости.

К применению подобного вида пошлин может подтолкнуть и ситуация, когда заведомо известно, что иностранные производители товаров пользовались явными, либо тайными преференциями налогового законодательства в месте производства товаров, либо производителям предоставлялись льготные частные или государственные кредиты, датируемые из государственных (либо муниципальных) бюджетов.

Применение подобных пошлин позволяет, с одной стороны, защитить производителя сельскохозяйственной продукции, с другой стороны, дать возможность организации выпуска технически сложной продукции, требующей значительных инвестиций.

Применительно к Российской Федерации это особо актуально, так как в нашей стране отсутствует, либо находится в недостаточно развитом состоянии производство отдельных видов технически сложной продукции в области АПК, в том числе некоторых видов элитных семян.

Специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяются в соответствии с разд. 2 «Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины» Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, на условиях и в порядке согласно приложению № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014), где содержится Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.

Протокол, в свою очередь, включает приложение, которым утверждено Положение о зачислении и распределении специальных, антидемпинговых, а также компенсационных пошлин. На национальном уровне с учетом участия России в Евразийском экономическом союзе и Всемирной торговой организации основными национальными российскими законодательными актами, регулирующими правовые аспекты внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе, в том числе защитные пошлины, являются, в частности, Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. 27 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»,  Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (например, лицензия на ввоз мяса, патоки крахмальной), Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Согласно Федеральному закону «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», в частности, специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлины взимаются таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством Российской Федерации в отношении взимания ввозной таможенной пошлины.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)